Проблемы, которые сегодня существуют в сфере жилищно-коммунального хозяйства, настолько глобальны, что очевиден недостаток средств на их решение у тех компаний, которые управляют жилфондом, объектами коммунальной инфраструктуры. Вопрос этот остро касается также и других звеньев одной цепи: от жителей, собственников, от потребителей до поставщиков ресурсов. Фото ШмыковО том, как сегодня осуществляется бюджетное инвестирование в ЖКХ, какие государственные и муниципальные целевые программы выполняются в регионе в рамках действующего законодательства, в своем докладе 1 августа на выездном заседании Комитета по энергетике СОСПП в УК «Академический» рассказал первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексей Шмыков:
Несколько причин одной проблемы
– Это действительно огромная проблема. Причин этому много, но есть две основных. Первая – неплатежи населения. Средний сбор в Свердловской области за 2013-й год составил 93,5 процента. За все жилищно-коммунальные услуги население недоплатило 3,7 миллиарда рублей. Надо понимать, что при этом недополучила вся цепочка – начиная от управления жилфондом и заканчивая поставщиками. В большей мере страдают, конечно же, поставщики. Вторая причина – износ инженерной инфраструктуры. Цифры по всем муниципалитетам в среднем одинаковы – от 60 до 70%. И это, наверное, главная из основных причин.
Еще одна причина – сдерживание тарифов, которые не в полной мере отражают затраты на производство, на передачу тех или иных ресурсов.

Можно стать участником госпрограммы
Что в связи с этим сегодня делается? В 2013-м году область перешла на целевое государственное программное бюджетирование. Так, на сегодняшний день с начала 2014-го года реализуется утвержденная в 2013-м году Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г. № 1330-ПП государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года». Все муниципальные образования с ней ознакомлены и путем подачи заявки могут стать ее участниками. Другие участники этого процесса – ресурсоснабжающие организации и поставщики, в том числе организации, которые реализуют оборудование, могут предложить какие-либо новые, энергоэффективные технологии непосредственно муниципальным образованиям.

Требования должны быть выполнены
Первое, что к началу этого года должно было быть сделано, но на сегодня, к сожалению, не выполнено – требования законов «О теплоснабжении» и «О водоснабжении», сегодня не разработаны 100-процентно схемы теплоснабжения. Сегодня лишь в 23 муниципальных образованиях разработаны схемы водоснабжения и водоотведения. По теплоснабжению готовых схем всего 65. Качество же разработанных схем во многих муниципальных образованиях оставляет желать лучшего. В то время как схема теплоснабжения должна стать основой для разработки плана комплексного развития, соответствовать схеме развития всего муниципального образования.
Когда нет этой основы, понимания ситуации в целом, то и нет четко заданной направленности на ликвидацию убытков, которые формируются при производстве и передаче тех или иных видов ресурсов. При отборе муниципальных образований для участия в госпрограмме мы эти моменты – наличие схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения – разумеется, учитываем, они являются большими плюсами.

Программой на сегодня предусмотрено
На сегодняшний день программой предусмотрены следующие мероприятия: модернизация систем коммунальной инфраструктуры, тепло и водоснабжения, водоотведения, а также объектов для утилизации, обеззараживания, захоронения твердых бытовых отходов. Решаются также вопросы газификации, действуют две подпрограммы по выселению из аварийного жилья – одна за счет федеральных средств, другая – областных муниципальных. Реализуется программа по энергосбережению.
В программу модернизации систем коммунальной инфраструктуры всех большей степени попадают объекты водоснабжения, водоотведения, это вопросы больше социальной направленности, экологической. В рамках программы энергосбережения мероприятия оцениваются с точки зрения энергоэффективности. Это больше касается решения вопросов уличного освещения, теплоснабжения, замены теплоисточников и насосного оборудования, а также других, которые приносят какую-либо эффективность.
Необходимо отметить, что на последующие годы мы планируем заложить порядка 25 млн. рублей ежегодно на компенсацию процентов по кредитам юридическим лицам в объеме ставки рефинансирования.

В формате государственно-частного партнерства
Следует сказать о том, что в ходе выполнения программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также программы по энергосбережению для муниципального имущества, нужно рассматривать варианты государственно-частного партнерства (ГЧП). Если инвестор заходит на теплоисточник, то муниципалитет модернизирует, к примеру, теплосети, систему водоснабжения. Наличие схем тепло- и водоснабжения позволяют рассматривать и решать эти вопросы комплексно.
В настоящее время верифицируется малоэтажная застройка, осуществляется ее перевод на индивидуальное отопление, в связи с чем ликвидируются убыточные куски тепловых сетей, меняются тепловые источники. В комплексе получается уже эффект более значимый. В этом ключе было принято постановление, были утверждены десять муниципальных образований в качестве пилотных территорий. В этом году реализуются три таких пилотных проекта — в Белоярском районе, в Верхотурском и Горноуральском городских округах.

Время и качество – не всегда совместимы
Основная проблема в ходе реализации проектов – в первоначальной подготовке по сбору исходной информации. Средний цикл с момента принятия какого-либо решения до момента его воплощения составляет минимум три года. Так, к примеру, сначала подумали о необходимости создать схему по теплоснабжению. Потом приняли, утвердили в муниципалитете, проработали эту идею. Затем начали проектировку, в ходе которой возникает много вопросов, требующих дополнительного времени для решения… Так, только этот подготовительный этап до момента начала реализации занимает минимум два года.
Если время сокращается, то качество документации и схем теплоснабжения и проектной документации, как правило, оставляет желать лучшего. Возникают какие-то неучтенные моменты, не до конца проработанные вопросы, и порой сроки окупаемости той энергоэффективности, которая закладывалась проектом, существенно возрастают. Все здесь, конечно, зависит от уровня муниципалитета. В крупных городах и муниципальных образованиях кадры еще есть. Есть кадры на предприятиях, которые являются градообразующими. Однако в более мелких муниципальных образованиях кадры – это главная проблема. Все профессиональное сообщество должно включаться в эту работу, в том числе саморегулируемые организации, и помогать муниципалитетам в соответствии с действующим законодательством.

На что затрачены бюджетные средства?
В этом году областных бюджетных средств на модернизацию коммунальных инфраструктур – всего того, что связано с водой, и не приводящего к энергоэффективности – было затрачено порядка 665 миллионов рублей областных бюджетных средств. Муниципальные образования участвуют в софинансировании реализуемых проектов на условиях 5х50%. На газификацию только по нашей программе было затрачено более 250 миллионов рублей.
Порядка 1 миллиарда 267 миллионов рублей областных бюджетных средств было направлено на реализацию программы энергосбережения. Эта сумма достаточно большая, поскольку ею финансировались три пилотные территории – Белоярский городской округ, Верхотурье и Горноуральский городской округ.
Врезка. Порядка 1 млрд. 267 млн. рублей областных бюджетных средств в этом году было направлено на реализацию программы энергосбережения
На приборы учета в этом году затрачено 144 миллиона рублей, 180 миллионов – в плане на следующий год. Заявки на их установку готовит муниципалитет, субсидии предоставляет областной бюджет, муниципалитет же представляет субсидии уже управляющим компаниям на конкретные многоквартирные дома.

Нужны дополнительные финансовые ресурсы
Все эти мероприятия заложены программой на следующий год. И, думаю, всем очевидна необходимость привлечения дополнительных средств. Ведь два рубля – это всегда лучше, чем один. Важно же привлекать средства грамотно и направлять их в самые «болевые» точки, учитывая временной ресурс, необходимый на качественную подготовку документации.
В октябре должны быть приняты предложения по стратегии теплоснабжения на уровне федерации. Речь будет идти о переходе на единую теплоснабжающую компанию, об установлении тарифов, выводе тарифа на экономически обоснованный.
фото: из архива ЖКХ.ru