Согласно принятому в мае прошлого года постановлению Правительства Российской Федерации о правилах согласования и утверждения инвестпрограмм в сфере теплоснабжения, на сегодняшний день четко определены все источники финансирования инвестпрограмм.

Такими источниками являются прибыль организации, амортизационные отчисления, плата за подключение, а также кредиты, заемные средства, бюджетное финансирование. Отдельно следует отметить концессию. С привлечением же частных инвестиций в отрасль, возникает немало проблемных вопросов.

Начальник отдела энергоэффективности  Региональной энергетической комиссии Свердловской области Светлана Попова рассказала о возможностях привлечений инвестиций в сферу теплоснабжения и условиях их возврата с позиции органов тарифного регулирования.

P1070721

Регулируемый тариф

– РЭК Свердловской области при согласовании инвестиционной программы организации проводит оценку влияния на уровень регулируемых тарифов. С учетом изменения законодательства данное влияние оценивается в рамках ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги. При допустимом росте платы граждан за коммунальные услуги с учетом реализации инвестиционной программы средства на инвестиции могут быть  включены органом регулирования в устанавливаемые тарифы.

При этом действующее законодательство в сфере теплоснабжения ограничивает включение расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли не более 7 процентов от необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов экономически обоснованным методом.

 

Не стоит забывать, что в случае невыполнения организацией инвестиционной программы РЭК Свердловской области исключает нереализованные расходы из необходимой валовой выручки при установлении тарифов на очередной период регулирования.

Между тем, в Свердловской области сейчас в сфере теплоснабжения достаточно стабильная обстановка в части объемов инвестиций. Так, в течение последних трех лет, ежегодно включаются порядка 1 млрд 300 млн рублей на инвестиции в регулируемые тарифы в части производства и/или передачи тепловой энергии.

Плата за подключение

Отдельно стоит отметить такой источник финансирования, как плата за подключение к системам теплоснабжения. Он не имеет каких-либо ограничений и позволяет теплоснабжающей или теплосетевой организации полностью реализовать потребности в инвестициях.

Единственное условие по включению расходов, которое возникает при установлении видов платы – это недопущение включения расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии или развитие существующих источников в размеры платы, устанавливаемые на очередной период регулирования при подключаемой тепловой нагрузке более 0,1 Гкал/час и не превышающей 1,5 Гкал/час, а также при установлении платы в случае превышения подключаемой нагрузки 1,5 Гкал/час при наличии технической возможности.

На 2015 год РЭК Свердловской области установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к систем теплоснабжения для 10 организаций. Объем инвестиций составил всего 500 млн рублей.

Концессионное соглашение

Совершенно новый источник финансирования инвестиций – это концессионное соглашение.

В инвестиционной программе регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Данный источник необходимо развивать. При установлении долгосрочных тарифов концессионер через регулируемые тарифы может гарантированно получить средства на инвестиции. Мы готовы работать с муниципалитетами по согласованию конкурсной документации.

Есть и запирающие факторы

На текущую дату основной проблемой в части привлечения инвестиций в данную сферу является отсутствие в действующем законодательстве механизма возврата инвестору фактически затраченных средств через регулируемые тарифы. Сегодня инвестиционная программа в сфере теплоснабжения – это мероприятия, планируемые к реализации.  С учетом того, что строительство котельной это мероприятие которые требует значительных затрат, организации необходимо несколько лет аккумулировать средства, учтенные в тарифах. Таким образом, строительство котельной откладывается на несколько лет, пока организация не накопит средства. Есть инвесторы, которые готовы сегодня построить котельную и ежегодно, за счет регулируемых тарифов, эти средства «отбивать». Но пока «новое» постановление      № 410 не дает уполномоченным органам законодательной возможности включать эти инвестиции и осуществлять возврат инвестору через регулируемый тариф.

Вторая проблема это ограничение величины инвестиций в тарифах. Регулятору необходимо дать возможность самостоятельно определять величину инвестиций с учетом, допустим, сокращения расходов по другим статьям затрат.

Но пока регулируемым организациям экономически нецелесообразно сокращать расходы, потому что механизм, который бы оставлял за организацией средства, которые она сэкономила за счет внедрения каких-то энергосберегающих технологий, законодательно так же не закреплен.

При использовании материала ссылка на журнал «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» обязательна
фото из архива www.gkx.ru