Энергетическая политика сегодня проходит только самые первые шаги. Нет нормативно закрепленного ее понятия. Но все же это политика. То есть система отношений, формирующаяся с государственно-властных позиций, задающая целевое видение долгосрочного развития энергетики и формирующая комплекс инструментов целевого развития. В функции ее входит выявление альтернатив и мобилизация ресурсов развития, координация со смежными политиками: промышленной, инвестиционной, научно-технической, которые в совокупности работают на генеральную стратегию – стратегию национального прогресса. Михаил ПЕТРОВ, д.т.н., руководитель центра развития и размещения производительных сил Института экономики УрО РАН.
На современном этапе появляется нормативная база энергетической политики. В 2009 году были приняты Энергетическая стратегия Российской Федерации и Постановление № 823 «О подготовке схем и программ развития электроэнергетики в регионах», в соответствии с которым за четыре последних года фактически во всех регионах появились такие схемы и программы. Они по-разному сделаны, но к ним есть нормативный уровень требований, расширяется пакет обязательных расчетов.
трансформаторТак, при Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области в течение последних лет действует рабочая группа по вопросам стратегии и программы развития энергетики области, в которую на общественных началах входят специалисты как самой отрасли, так и смежных структур. В ходе ее работы были подготовлены и утверждены первые Схемы и Программы (СиПРы), Последующие СиПРы будут выполняться специализированными организациями по договорам с Министерством с полным объемом требуемых в Схемах расчетов. Опираясь на региональное профессиональное сообщество, через критическое коллективное осмысление имеющихся наработок, идей, ситуации в региональной энергетике, возможностей и путей развития так будет формироваться задел на будущее, предложения для региональной энергетической политики.
В последние годы проявились результаты проведенных в отрасли реформ. В частности, ставилась цель понизить тарифную нагрузку на потребителей, но она выросла, и уровень конечных тарифов приближается к странам с наиболее дорогой электроэнергией.
К числу многочисленных проблем относятся также такие явления, как:
– неплатежи, специфичное явление для российской энергетики, несвойственное европейским странам;
– бесхозяйные сети, отсутствие хороших решений по энергоснабжению депрессивных, удаленных, малонаселенных территорий;
– бесконтрольное развитие распределенной генерации, то есть массовое появление энергогенерирующих мощностей у неэнергетических предприятий. В принципе это закономерный и здоровый процесс при наличии технологических возможностей двух-трехкратного удешевления энергии, но необходимо, во-первых, урегулировать отношения таких предприятий с централизованной энергетикой, в частности, по сетям, необходимым им для резервирования, а, во-вторых, принять меры для удешевления энергии в регионе. То есть нужна комплексная энергополитика.
Конечно же, регион реагирует на те или иные острые ситуации социального в основном характера. Но это адресные прямые решения. Причем по целяям и способам это скорее действия социально-экономического характера, поскольку не решаются ни задачи развития самой энергетики, ни, тем более, сопряженности этого развития с технологическим прогрессом, с научно-технической и промышленной политикой. То есть региональная энергетическая политика сводится к оперативному реагированию и является стихийной. Вряд ли это вообще стоит называть энергополитикой.
Региональная энергополитика, являясь сегментом общегосударственный, должна быть относительно самостоятельной, продуцировать региональные инициативы на базе имеющихся в регионе ресурсов и новых технологических решений в некрупной энергетике.
Особая дополнительная миссия энергетической политики в условиях последствий всех накопленных преобразований видится еще и в том, что поскольку сохранение энергетики в стране в качестве крупной базовой отрасли по производству, передаче и доведению до потребителя энергии, несмотря ни на что, так и не удалось никому поставить под сомнение, стратегические инициативы в энергетической сфере могут становиться своеобразным входом в проведение столь же необходимой сегодня промышленной политики, в том числе реализацию концепции новой индустриализации.
Региональная энергетическая стратегия должна рассматриваться в комплексе с региональной промышленной стратегией. Одна из возможных стратегических целей такого единства – достижение и поддержание энерготехнологического лидерства региона. Со стороны энергетической политики для этого важно проектирование территориальных внеэнергетических эффектов развития энергетики. Как минимум это обеспечение удешевления энергии – точечное и системное, а как максимум, развертывание крупных интегральных проектов энергетического и промышленного развития.