Инвестиции в теории и на практике: нужны четкие правила игры
Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) региона сложилась крайне удручающая – в связи с изношенностью оборудования Свердловская область теряет до 20% энергоресурсов в тепловых сетях, 40% – в водоснабжении. И до недавнего времени эту тенденцию никак не удавалось переломить – сфера ЖКХ всегда считалась инвестиционно непривлекательной. Тем не менее, времена меняются! Сегодня в муниципалитетах области реализуется несколько пилотных проектов по модернизации систем теплоснабжения, результаты которых, уже вне всяких сомнений, будут тиражироваться.
Уникальность настоящего момента состоит еще и в том, что, согласно ФЗ-115, с 2016 года мы переходим на долгосрочное тарифное регулирование, а это означает, что инвестор может быть уверен в том, что на него в отрасли будет стабильный спрос, а также будет обеспечен гарантированный возврат вложенных средств. Важно объединить производителей, инвесторов, муниципалитеты – всех интересантов, которые будут внедрять энергоэффективные проекты и вырабатывать правила взаимодействия.
С этой целью и для совместного обсуждения современных энергоэффективных решений правительством Свердловской области, Комитетом по энергетике СОСПП, ВО «Уральские выставки» и журналом «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» была организована конференция «Перспективы модернизации котельных в сфере ЖКХ Свердловской области. Проблемы. Инвестиции. Пути решений», которая состоялась 27 мая в рамках II Международного форума «Инновации в энергосбережение». Модератором мероприятия был профессиональный эксперт отрасли, начальник управления развития рынка газа ЗАО «Уралсевергаз» Сергей Сысков.
В работе конференции приняли участие представители правительства Свердловской области, главы администраций муниципальных образований, руководители организаций поставщиков и потребителей тепла, ГВС и ХВС, представители фирм-производителей оборудования и эксплуатирующих организаций.
Для реализации интересны перспективные проекты в сфере теплоснабжения
Первым приветствовал участников конференции заместитель председателя правительства Свердловской области Сергей Зырянов. «Опыт внедрения наших пилотных проектов по модернизации говорит о том, что наиболее инвестиционно привлекательными сегодня являются средние города, конечно, если бюджет на 30-40% будет участвовать в инвестировании, в том числе федеральный, – сказал он. – Именно в эту среднюю зону мы и приглашаем инвесторов».
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства обозначило зоны теплоснабжения, которые предлагаются для совместного инвестирования. Вероятнее всего это будут концессионные соглашения. «Сегодня мы готовимся к проведению соответствующих торгов. В эту работу будут включены и Комитет по энергетике СОСПП, и Институт энергосбережения, и главы муниципалитетов, прежде всего тех, где будут реализовываться проекты. Отбирать будем наиболее перспективные проекты с точки зрения эффективности для сферы теплоснабжения. До сентября это необходимо сделать. Рабочую группу возглавил заместитель министра по энергетике и ЖКХ Свердловской области Алексей Шмыков, – сообщил зампредседателя правительства. – К участию в ее работе мы привлекаем общественников, производителей, муниципальные образования, заинтересованные в реализации проектов. Приглашаем всех к сотрудничеству!»
Задача муниципалитетов – предлагать проекты и подхватывать инициативы инвесторов
Итак, согласно политике Минэнерго РФ, с использованием альтернативных котельных, как инструмента для привлечения инвесторов, нас ждет переход на концессии. И здесь сегодня вопросов гораздо больше, чем ответов. Сегодня законодательством для долгосрочного тарифного регулирования определен срок – три года. Концессионные же соглашения заключаются на 10, 20 и более лет. Любому инвестору же нужны гарантии возврата инвестиций.
«Тем не менее, есть территории и источники теплоснабжения, где инвестор готов зайти в модернизацию, реконструкцию и замену сетей, но при условии участия муниципалитета, – согласился в своем докладе с зампредседателя правительства заместитель министра по энергетике и ЖКХ Свердловской области Алексей ШМЫКОВ. – Другого пути нет, и при изменении ст. 115 бюджетного кодекса возможность субсидировать эти работы появится». Речь идет о территориях, где требуют замены устаревшие угольные и газовые котельные.
В соответствии с правилами отбора, заявки муниципалитетов на проведение модернизации будут рассматриваться в срок с 15 августа по 1 сентября. Денежных средств на 2014-2015 гг. на эти цели выделено порядка 1 млрд рублей.
«Разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения – то направление, в котором должны двигаться муниципалитеты. В приоритете разработка закрытых схем теплоснабжения, – отметил также Алексей Шмыков. – Модернизация открытых схем требует объемы инвестиций другого порядка. Для решения всех этих вопросов необходимо хорошо понимать, что делать с жилым фондом, как готовить горячую воду, и решать много других сопутствующих вопросов. Так что сегодняшняя задача муниципалитетов – хвататься за инвестора, который заходит на территорию, и предлагать все возможные условия для сотрудничества».
Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области со своей стороны предлагает консультационную поддержку по проработке концессионных соглашений, помощь в решении вопросов финансирования и осуществления модернизации тепловых сетей.
Для реализации концессионного соглашения будет создана дорожная карта
Инвесторы сегодня есть, и они все большее внимание обращают на сферу коммунальной энергетики. Об опыте реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) рассказал директор департамента координации инвестиций и государственно-частного партнерства Министерства инвестиций и развития Свердловской области Максим КОГОТКОВ.
На сегодняшний день с применением концессии реализуются такие проекты, как капитальный ремонт и реконструкция тепловых сетей в ГО Богданович, реконструкция объектов электроснабжения в ГО Верхняя Пышма, передача и распределение тепловой энергии в ГО Заречный, выработка и передача тепловой энергии в Камышловском ГО, модернизация системы теплоснабжения в Нижнетуринском ГО.
В 2015 году совместно с Министерством энергетики и ЖКХ исключительно за счет привлечения частных инвестиций будет реализован пилотный проект на строительство и реконструкцию источников теплоснабжения в Невьянском ГО (реконструкция одной и строительство трех новых газовых водогрейных котельных) стоимостью 30 млн рублей. Сдача объектов в эксплуатацию запланирована на начало отопительного сезона 2015-2016 гг. «В данном случае для нас с коллегами важно проработать схему реализации концессий в сфере энергетики, и в дальнейшем тиражировать успешный опыт на территориях других муниципальных образований, – прокомментировал Максим Коготков. – Будет подготовлена некая модель дорожной карты, в рамках которой и муниципалитет, и инвестор могли бы понимать, какие шаги необходимо сделать, чтобы прийти к успешной реализации концессии».
Министерство инвестиций и развития предлагает любую поддержку: консультационную, методологическую, юридическую, организационную. «Мы имеем полномочия, компетенции для проведения экспертизы проекта и документов. Таким образом, всячески стремимся поддержать начинания муниципалитетов и инвесторов», – сказал директор департамента.
Министерство инвестиций и развития разрабатывает детализирующие нормативно-правовые акты в сфере ГЧП. В отношении заключения концессионных соглашений, которые превышают сроки бюджетных лимитов, на сегодняшний день уже подготовлен порядок, который в ближайшее время будет утвержден правительством Свердловской области. Таким образом, появится нормативно-правовая база на уровне региона для заключения концессионных соглашений сроком на 10 лет и более. У инвестора же будет понимание о порядке заключения и действия концессии.
РЭК Свердловской области: каковы источники возврата инвестиций?
Согласно принятому в мае прошлого года постановлению Правительства Российской Федерации о правилах согласования и утверждения инвестпрограмм в сфере теплоснабжения, сегодня четко определены все источники финансирования инвестпрограмм. Это прибыль, амортизационные отчисления, а также кредиты, заемные средства, бюджетное финансирование. В особом ряду рассматривается концессия. В этой связи с привлечением частных инвестиций в отрасль возникает немало проблемных и спорных вопросов. Начальник отдела энергоэффективности Региональной энергетической комиссии Свердловской области Светлана Попова рассказала о возможностях привлечений инвестиций в сферу теплоснабжения и условиях их возврата с позиции органов тарифного регулирования. (Подробно с ее докладом можно ознакомиться ЗДЕСЬ)
Концессия – не панацея! Нужно искать и другие источники финансирования проектов
«Прежде, чем принимать какие-то решения по модернизации муниципальных котельных, искать инвесторов, надо понять, что происходит с предприятием. В каком состоянии оборудование котельных, какая экономика в разрезе каждого теплоисточника?» – обратился к аудитории начальник управления развития рынка газа ЗАО «Уралсевергаз» Сергей Сысков.
Выступая с докладом «Перспективы модернизации котельных в сфере ЖКХ Свердловской области», эксперт сообщил, что котельное оборудование в регионе во многом отработало свой ресурс: «Взять практически любой муниципалитет. В конце отопительного сезона ремонтные бригады разбирают кладку, латают трубы, меняют «железо»… А через год ситуация повторяется». Даже Екатеринбург, являющийся самым благополучным городом в области, имеет все те же проблемы и самые старые котлы мощностью до 3 МВт.
«По результатам анализа ситуации, наши специалисты дали оценку, что необходимо сделать в области, какие котельные модернизировать, какие котлы заменить, какое оборудование поставить и сколько это примерно стоит», – сообщил Сергей Сысков. В целом в сфере областного жилищно-коммунального хозяйства замене подлежат 433 котла суммарной мощностью 742 мВт. По самым скромным подсчетам, для этого нужны финансовые вложения в размере 1,3 млрд рублей. Еще примерно такую же сумму необходимо привлечь в сферу ЖКХ на газификацию малоэтажных строений, домов, чтобы сократить потери в сетях, улучшить расчеты с конечными потребителями.
Сегодня в муниципальных образованиях области реализуется несколько пилотных проектов модернизации систем ЖКХ. Уже есть некоторые положительные итоги. «Наступает переломный момент: меняется законодательство, разрабатывается областная программа по модернизации систем теплоснабжения в регионе. Самое время включиться в эту работу!
Каждый участник процесса должен правильно оценивать свою роль, понимать задачи муниципалитетов, – разъясняет Сергей Сысков. – Каждому муниципальному образованию необходимо проанализировать экономическую эффективность своих предприятий теплоснабжения в разрезе каждого теплоисточника, и исходя из этого спланировать программу модернизации. Можно вместе с нами – поможем. Начинать нужно с самых проблемных объектов.
По результатам конкурса заявленных программ Министерство энергетики и ЖКХ сможет определить список инвестиционных проектов. А уже инвесторы, понимая экономику реализации проектов, смогут дать свои конкретные решения по участию в модернизации. Министерство инвестиции далее может подсказать, по какому пути осуществлять реализацию проектов».
«Большинство предприятий Свердловской области, которые работают в сфере теплоснабжения, убыточны. Таких сегодня порядка 99%. Административно загнать предприятия в концессию сегодня невозможно. Концессионные соглашения – не панацея! Надо искать иные механизмы, возможно с привлечением бюджетных инвестиций».
Хочется надеяться, что будут подвижки и в реализации энергосервисных контрактов. Надо больше изучать подобный опыт других субъектов. Пусть это будет не чисто энергосервисный контракт, а какой-либо другой, но в сферу ЖКХ надо заходить и с новыми передовыми решениями. Почему бы предприятиям-производителям не рассмотреть варианты кредитования предприятий ЖКХ в виде поставок оборудования с отсрочкой по выплатам? Для них это наращивание объемов производства, заказы.
«Наша сегодняшняя задача предложить четкие правила игры для всех участников рынка теплоснабжения. Нужно изучить и обобщить положительный опыт и тиражировать его на других проектах и объектах, – обращаясь к присутствующим, сказал в заключение Сергей Сысков. – Только вместе, используя все наши возможности, в том числе информационные, мы сможем решить эту проблему!»
Возможности по развитию производства теплоснабжающего оборудования не ограничены
В сфере теплоснабжения у производителей оборудования в настоящее время большие возможности для развития бизнеса. Сегодня на объектах в основном стоят котлы производства Белорусской республики. Надо менять их на отечественные. В связи с этим инвесторам стоит изучить предложения муниципалитетов, а муниципалитетам нужно заняться поиском потенциальных инвесторов.
На площадке конференции представили свое оборудование несколько предприятий-производителей – ООО «Уромгаз-Ирбит», ООО «Завод АГУНА», ООО «ТЕРМОНА СЕРВИС УРАЛ», ООО «Феррон-строй», – каждое из которых имеет за плечами опыт модернизации котельных в сфере ЖКХ Свердловской области.
По итогам состоявшегося мероприятия будут сформулированы условия реализации проектов модернизации теплоснабжающих предприятий ЖКХ Свердловской области. Выработанные предложения планируется направить в региональное правительство.
При использовании материала ссылка на журнал «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» обязательна
фото из архива www.gkx.ru
Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) региона сложилась крайне удручающая – в связи с изношенностью оборудования Свердловская область теряет до 20% энергоресурсов в тепловых сетях, 40% – в водоснабжении. И до недавнего времени эту тенденцию никак не удавалось переломить – сфера ЖКХ всегда считалась инвестиционно непривлекательной. Тем не менее, времена меняются! Сегодня в муниципалитетах области реализуется несколько пилотных проектов по модернизации систем теплоснабжения, результаты которых, уже вне всяких сомнений, будут тиражироваться.
Уникальность настоящего момента состоит еще и в том, что, согласно ФЗ-115, с 2016 года мы переходим на долгосрочное тарифное регулирование, а это означает, что инвестор может быть уверен в том, что на него в отрасли будет стабильный спрос, а также будет обеспечен гарантированный возврат вложенных средств. Важно объединить производителей, инвесторов, муниципалитеты – всех интересантов, которые будут внедрять энергоэффективные проекты и вырабатывать правила взаимодействия.
С этой целью и для совместного обсуждения современных энергоэффективных решений правительством Свердловской области, Комитетом по энергетике СОСПП, ВО «Уральские выставки» и журналом «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» была организована конференция «Перспективы модернизации котельных в сфере ЖКХ Свердловской области. Проблемы. Инвестиции. Пути решений», которая состоялась 27 мая в рамках II Международного форума «Инновации в энергосбережение». Модератором мероприятия был профессиональный эксперт отрасли, начальник управления развития рынка газа ЗАО «Уралсевергаз» Сергей Сысков.
В работе конференции приняли участие представители правительства Свердловской области, главы администраций муниципальных образований, руководители организаций поставщиков и потребителей тепла, ГВС и ХВС, представители фирм-производителей оборудования и эксплуатирующих организаций.
Для реализации интересны перспективные проекты в сфере теплоснабжения
Первым приветствовал участников конференции заместитель председателя правительства Свердловской области Сергей Зырянов. «Опыт внедрения наших пилотных проектов по модернизации говорит о том, что наиболее инвестиционно привлекательными сегодня являются средние города, конечно, если бюджет на 30-40% будет участвовать в инвестировании, в том числе федеральный, – сказал он. – Именно в эту среднюю зону мы и приглашаем инвесторов».
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства обозначило зоны теплоснабжения, которые предлагаются для совместного инвестирования. Вероятнее всего это будут концессионные соглашения. «Сегодня мы готовимся к проведению соответствующих торгов. В эту работу будут включены и Комитет по энергетике СОСПП, и Институт энергосбережения, и главы муниципалитетов, прежде всего тех, где будут реализовываться проекты. Отбирать будем наиболее перспективные проекты с точки зрения эффективности для сферы теплоснабжения. До сентября это необходимо сделать. Рабочую группу возглавил заместитель министра по энергетике и ЖКХ Свердловской области Алексей Шмыков, – сообщил зампредседателя правительства. – К участию в ее работе мы привлекаем общественников, производителей, муниципальные образования, заинтересованные в реализации проектов. Приглашаем всех к сотрудничеству!»
Задача муниципалитетов – предлагать проекты и подхватывать инициативы инвесторов
Итак, согласно политике Минэнерго РФ, с использованием альтернативных котельных, как инструмента для привлечения инвесторов, нас ждет переход на концессии. И здесь сегодня вопросов гораздо больше, чем ответов. Сегодня законодательством для долгосрочного тарифного регулирования определен срок – три года. Концессионные же соглашения заключаются на 10, 20 и более лет. Любому инвестору же нужны гарантии возврата инвестиций.
«Тем не менее, есть территории и источники теплоснабжения, где инвестор готов зайти в модернизацию, реконструкцию и замену сетей, но при условии участия муниципалитета, – согласился в своем докладе с зампредседателя правительства заместитель министра по энергетике и ЖКХ Свердловской области Алексей ШМЫКОВ. – Другого пути нет, и при изменении ст. 115 бюджетного кодекса возможность субсидировать эти работы появится». Речь идет о территориях, где требуют замены устаревшие угольные и газовые котельные.
В соответствии с правилами отбора, заявки муниципалитетов на проведение модернизации будут рассматриваться в срок с 15 августа по 1 сентября. Денежных средств на 2014-2015 гг. на эти цели выделено порядка 1 млрд рублей.
«Разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения – то направление, в котором должны двигаться муниципалитеты. В приоритете разработка закрытых схем теплоснабжения, – отметил также Алексей Шмыков. – Модернизация открытых схем требует объемы инвестиций другого порядка. Для решения всех этих вопросов необходимо хорошо понимать, что делать с жилым фондом, как готовить горячую воду, и решать много других сопутствующих вопросов. Так что сегодняшняя задача муниципалитетов – хвататься за инвестора, который заходит на территорию, и предлагать все возможные условия для сотрудничества».
Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области со своей стороны предлагает консультационную поддержку по проработке концессионных соглашений, помощь в решении вопросов финансирования и осуществления модернизации тепловых сетей.
Для реализации концессионного соглашения будет создана дорожная карта
Инвесторы сегодня есть, и они все большее внимание обращают на сферу коммунальной энергетики. Об опыте реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) рассказал директор департамента координации инвестиций и государственно-частного партнерства Министерства инвестиций и развития Свердловской области Максим КОГОТКОВ.
На сегодняшний день с применением концессии реализуются такие проекты, как капитальный ремонт и реконструкция тепловых сетей в ГО Богданович, реконструкция объектов электроснабжения в ГО Верхняя Пышма, передача и распределение тепловой энергии в ГО Заречный, выработка и передача тепловой энергии в Камышловском ГО, модернизация системы теплоснабжения в Нижнетуринском ГО.
В 2015 году совместно с Министерством энергетики и ЖКХ исключительно за счет привлечения частных инвестиций будет реализован пилотный проект на строительство и реконструкцию источников теплоснабжения в Невьянском ГО (реконструкция одной и строительство трех новых газовых водогрейных котельных) стоимостью 30 млн рублей. Сдача объектов в эксплуатацию запланирована на начало отопительного сезона 2015-2016 гг. «В данном случае для нас с коллегами важно проработать схему реализации концессий в сфере энергетики, и в дальнейшем тиражировать успешный опыт на территориях других муниципальных образований, – прокомментировал Максим Коготков. – Будет подготовлена некая модель дорожной карты, в рамках которой и муниципалитет, и инвестор могли бы понимать, какие шаги необходимо сделать, чтобы прийти к успешной реализации концессии».
Министерство инвестиций и развития предлагает любую поддержку: консультационную, методологическую, юридическую, организационную. «Мы имеем полномочия, компетенции для проведения экспертизы проекта и документов. Таким образом, всячески стремимся поддержать начинания муниципалитетов и инвесторов», – сказал директор департамента.
Министерство инвестиций и развития разрабатывает детализирующие нормативно-правовые акты в сфере ГЧП. В отношении заключения концессионных соглашений, которые превышают сроки бюджетных лимитов, на сегодняшний день уже подготовлен порядок, который в ближайшее время будет утвержден правительством Свердловской области. Таким образом, появится нормативно-правовая база на уровне региона для заключения концессионных соглашений сроком на 10 лет и более. У инвестора же будет понимание о порядке заключения и действия концессии.
РЭК Свердловской области: каковы источники возврата инвестиций?
Согласно принятому в мае прошлого года постановлению Правительства Российской Федерации о правилах согласования и утверждения инвестпрограмм в сфере теплоснабжения, сегодня четко определены все источники финансирования инвестпрограмм. Это прибыль, амортизационные отчисления, а также кредиты, заемные средства, бюджетное финансирование. В особом ряду рассматривается концессия. В этой связи с привлечением частных инвестиций в отрасль возникает немало проблемных и спорных вопросов. Начальник отдела энергоэффективности Региональной энергетической комиссии Свердловской области Светлана Попова рассказала о возможностях привлечений инвестиций в сферу теплоснабжения и условиях их возврата с позиции органов тарифного регулирования. (Подробно с ее докладом можно ознакомиться ЗДЕСЬ)
Концессия – не панацея! Нужно искать и другие источники финансирования проектов
«Прежде, чем принимать какие-то решения по модернизации муниципальных котельных, искать инвесторов, надо понять, что происходит с предприятием. В каком состоянии оборудование котельных, какая экономика в разрезе каждого теплоисточника?» – обратился к аудитории начальник управления развития рынка газа ЗАО «Уралсевергаз» Сергей Сысков.
Выступая с докладом «Перспективы модернизации котельных в сфере ЖКХ Свердловской области», эксперт сообщил, что котельное оборудование в регионе во многом отработало свой ресурс: «Взять практически любой муниципалитет. В конце отопительного сезона ремонтные бригады разбирают кладку, латают трубы, меняют «железо»… А через год ситуация повторяется». Даже Екатеринбург, являющийся самым благополучным городом в области, имеет все те же проблемы и самые старые котлы мощностью до 3 МВт.
«По результатам анализа ситуации, наши специалисты дали оценку, что необходимо сделать в области, какие котельные модернизировать, какие котлы заменить, какое оборудование поставить и сколько это примерно стоит», – сообщил Сергей Сысков. В целом в сфере областного жилищно-коммунального хозяйства замене подлежат 433 котла суммарной мощностью 742 мВт. По самым скромным подсчетам, для этого нужны финансовые вложения в размере 1,3 млрд рублей. Еще примерно такую же сумму необходимо привлечь в сферу ЖКХ на газификацию малоэтажных строений, домов, чтобы сократить потери в сетях, улучшить расчеты с конечными потребителями.
Сегодня в муниципальных образованиях области реализуется несколько пилотных проектов модернизации систем ЖКХ. Уже есть некоторые положительные итоги. «Наступает переломный момент: меняется законодательство, разрабатывается областная программа по модернизации систем теплоснабжения в регионе. Самое время включиться в эту работу!
Каждый участник процесса должен правильно оценивать свою роль, понимать задачи муниципалитетов, – разъясняет Сергей Сысков. – Каждому муниципальному образованию необходимо проанализировать экономическую эффективность своих предприятий теплоснабжения в разрезе каждого теплоисточника, и исходя из этого спланировать программу модернизации. Можно вместе с нами – поможем. Начинать нужно с самых проблемных объектов.
По результатам конкурса заявленных программ Министерство энергетики и ЖКХ сможет определить список инвестиционных проектов. А уже инвесторы, понимая экономику реализации проектов, смогут дать свои конкретные решения по участию в модернизации. Министерство инвестиции далее может подсказать, по какому пути осуществлять реализацию проектов».
«Большинство предприятий Свердловской области, которые работают в сфере теплоснабжения, убыточны. Таких сегодня порядка 99%. Административно загнать предприятия в концессию сегодня невозможно. Концессионные соглашения – не панацея! Надо искать иные механизмы, возможно с привлечением бюджетных инвестиций».
Хочется надеяться, что будут подвижки и в реализации энергосервисных контрактов. Надо больше изучать подобный опыт других субъектов. Пусть это будет не чисто энергосервисный контракт, а какой-либо другой, но в сферу ЖКХ надо заходить и с новыми передовыми решениями. Почему бы предприятиям-производителям не рассмотреть варианты кредитования предприятий ЖКХ в виде поставок оборудования с отсрочкой по выплатам? Для них это наращивание объемов производства, заказы.
«Наша сегодняшняя задача предложить четкие правила игры для всех участников рынка теплоснабжения. Нужно изучить и обобщить положительный опыт и тиражировать его на других проектах и объектах, – обращаясь к присутствующим, сказал в заключение Сергей Сысков. – Только вместе, используя все наши возможности, в том числе информационные, мы сможем решить эту проблему!»
Возможности по развитию производства теплоснабжающего оборудования не ограничены
В сфере теплоснабжения у производителей оборудования в настоящее время большие возможности для развития бизнеса. Сегодня на объектах в основном стоят котлы производства Белорусской республики. Надо менять их на отечественные. В связи с этим инвесторам стоит изучить предложения муниципалитетов, а муниципалитетам нужно заняться поиском потенциальных инвесторов.
На площадке конференции представили свое оборудование несколько предприятий-производителей – ООО «Уромгаз-Ирбит», ООО «Завод АГУНА», ООО «ТЕРМОНА СЕРВИС УРАЛ», ООО «Феррон-строй», – каждое из которых имеет за плечами опыт модернизации котельных в сфере ЖКХ Свердловской области.
По итогам состоявшегося мероприятия будут сформулированы условия реализации проектов модернизации теплоснабжающих предприятий ЖКХ Свердловской области. Выработанные предложения планируется направить в региональное правительство.
При использовании материала ссылка на журнал «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» обязательна
фото из архива www.gkx.ru