Согласно ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», каждому муниципальному образованию необходимо утвердить схему теплоснабжения на ближайшие несколько лет. Администрацией Каменска-Уральского, третьего по численности населения города Среднего Урала, уже разработана подобная схема, которая будет действовать до 2027 года. В рамках реализации новой схемы предстоит серьезная реконструкция всей теплоснабжающей системы города.   Сергей ГЕРАСКИН, первый заместитель главы администрации Каменска-Уральского поP1030843 городскому хозяйству

Согласно закону
Несмотря на то, что Каменск-Уральский играет важную роль в развитии экономики Свердловской области, в последние десятилетия в его инженерной инфраструктуре наметился ряд негативных тенденций. Во-первых, это низкая эффективность производства и передачи тепловой энергии. Во-вторых, не отвечающее современным требованиям качество коммунальных услуг. В-третьих, это недостаточная степень надежности систем централизованного коммунального снабжения. И, наконец, отсутствие планомерного развития коммунальной инфраструктуры с учетом фактической потребности жителей и градостроительных планов развития города. Необходимость разработки схемы теплоснабжения Каменска-Уральского обусловлена и требованием Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении». Решить непростые проблемы Администрации города помог «Инженерный центр энергетики Урала», обладающий хорошей инженерной и научной базой.

Схема теплоснабжения Каменска-Уральского выполнялась в три этапа: разработка схем для Красногорского и Синарского районов, разработка электронной модели схемы города. В качестве отчетного был принят 2012 год, а расчетным сроком стал 2027 год.

В ответе за тепло
В настоящее время для Каменска-Уральского характерна высокая степень централизации теплоснабжения потребителей. Так, в Красногорском районе работает Красногорская ТЭЦ (КТЭЦ) и две котельные ООО «Энергокомплекс». В Синарском районе располагаются Синарская ТЭЦ (СинТЭЦ), три крупные ведомственные производственно-отопительные котельные (КУЛЗ, «Октябрь», УЭСК) и три котельные ООО «Энергокомплекс». Также в обоих районах присутствует незначительное количество источников индивидуального теплоснабжения. При этом доля КТЭЦ в структуре тепловых мощностей составляет 97,3%, а в полезном отпуске теплоты – 96,0%. Доля СинТЭЦ в структуре тепловых мощностей равна 61,0%, в отпуске теплоты – 67%. Для крупных производственно-отопительных котельных – 35% тепловых мощностей и 27% полезного отпуска теплоты в сети компании.

Составленный баланс мощностей теплоисточников и тепловых нагрузок потребителей показал, что на всех крупных источниках централизованного теплоснабжения города по состоянию на 1 января 2013 г. имеется значительный резерв тепловой мощности: на Красногорской ТЭЦ – 47 Гкал/ч; на Синарской ТЭЦ – 198 Гкал/ч; в производственно-отопительных котельных: КУЛЗ – 29 Гкал/ч, ФГУП ПО «Октябрь» – 85 Гкал/ч и УЭСК – 104 Гкал/ч.

Доставить без проблем
Каждый из районов Каменска-Уральского сталкивается с проблемами транспортировки тепла. Так, в Красногорском районе из-за высокого показателя тепловых нагрузок территориально разобщенных потребителей теплосистема от Красногорской ТЭЦ характеризуется большой протяженностью (более 319 км в однотрубном исчислении), что увеличивает энергорасходы. Еще одна сложность для горячего водоснабжения района связана с наличием «третьей трубы».

Горячее водоснабжение Красногорского района осуществляется в основном за счет круглогодичной подачи воды с температурой 70°С от ХВО УАЗ по одиночным трубопроводам без циркуляции, что приводит к повышению тепловых потерь, снижению температуры воды и, как следствие, к повышенному сливу остывшей воды в канализацию. Аналогичная проблема возникает в зоне теплоснабжения Синарской ТЭЦ в неотопительный период.

Еще одна проблема – износ тепловых сетей вследствие длительной эксплуатации. Поддержание сетей в работоспособном состоянии требует финансирования. Необходима их реконструкция и капитальный ремонт.

Подключение к источникам централизованного теплоснабжения частного одноэтажного жилого фонда, имеющего низкую плотность тепловых нагрузок, приводит к дополнительным затратам на перекачку теплоносителя и увеличению потерь тепла при его транспортировке.

Несвоевременная и неэффективная промывка теплопотребляющих установок и «зарастание» систем внутридомового отопления вызвали увеличение гидравлического сопротивления систем отопления, что ухудшило работу элеваторных узлов и привело к демонтажу элеваторов.

В связи с этим, согласно сведениям ЗАО «КТК», были разработаны действующие в настоящее время температурные графики отпуска тепла. Исходя из величины тепловых нагрузок потребителей и пропускной способности тепловых сетей графики по возможности приближали к 95/70°С или 105/70°С. Из-за отклонения от расчетного температурного графика фактический расход сетевой воды значительно увеличился. При ограниченной пропускной способности тепловых сетей это приводит к увеличению в них напора и снижению напоров на тепловых вводах у потребителей. В результате происходит разрегулировка системы теплоснабжения и ухудшается качество подачи тепла.

Перспективные нагрузки
По данным Администрации Каменска-Уральского, в расчетный период до 2027 года предполагается ввод перспективных объектов жилищного и гражданского строительства, которые увеличат среднюю обеспеченность населения жилым фондом до показателей, предусмотренных генеральным планом города (30 м2/чел.):
• жилья – 924 тыс. м2, в том числе в Красногорском районе – 711 тыс. м2; в Синарском районе – 213 тыс. м2;
• объектов социальной сферы – 371 тыс. м2, в том числе в Красногорском районе – 316 тыс. м2; в Синарском районе – 55 тыс. м2.

Перспективные тепловые нагрузки определялись с учетом:

• прироста теплопотребления, связанного со строительством новых объектов жилья и социальной сферы, вводом в эксплуатацию объектов, получивших техусловия на подключение к централизованному теплоснабжению;
• создания в Красногорском и Синарском районах индустриальных парков с теплопотреблением в размере 8,65 и 45 Гкал/ч;
• снижения норм расхода воды на горячее водоснабжение со 140 л/сутки на 1 жителя до 85 л/сутки к 2022 году в соответствии с «Требованиями энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», утвержденными Минрегионразвития приказом № 262 от 28.05.2010 г.

В расчетный период основной прирост тепловых нагрузок в Красногорском районе связан с многоэтажным жилищным строительством в жилых районах Южный и Южный-2 в непосредственной близости от КТЭЦ и котельной мкр. Южный. Резерв мощности источников позволяет покрыть прогнозируемый прирост теплопотребления в зоне многоэтажной застройки данных районов.

Чтобы обеспечить население Красногорского района качественным горячим водоснабжением, схемой предлагается прекращение горячего водоснабжения по «третьей трубе», а также переход к закрытой системе теплоснабжения от КТЭЦ с подогревом водопроводной воды. Для снабжения горячей водой в неотопительный период будет построено 5 газовых блочно-модульных котельных на площадках, максимально приближенных к потребителям тепла.

В расчетный период прирост теплопотребления Синарского района в горячей воде ожидается в основном благодаря строительству индустриального парка на территории СинТЗ. Прирост теплопотребления жилищно-коммунального сектора прогнозируется в Западном жилом районе. Для теплоснабжения этих объектов построят 4 блочных газовых котельных.

Зона действия системы централизованного теплоснабжения от Синарской ТЭЦ в расчетный период сохранится практически в существующих границах и расширится только за счет потребителей, переключаемых с котельной ФГУП ПО «Октябрь». Кроме того, в период до 2021 года будет осуществлен перевод Синарской ТЭЦ с открытой системы теплоснабжения на закрытую.

Во главе системы
Функционирование системы теплоснабжения – технически и организационно сложный процесс, с большим количеством участников. Стабильную работу такой системы обеспечит только крупная организация с высококвалифицированными специалистами, обладающая существенными материально-техническими и финансовыми ресурсами.

Среди участников теплоснабжения должен быть определен лидер – организация, которая бы имела рычаги влияния и управления и отвечала бы за конечный результат.

Взаимоотношения между участниками процесса теплоснабжения, включая потребителей, должны выстраиваться на долговременной и объективной основе. Это подразумевает учет экономических интересов участников и порядок их взаимодействия, регламентированный законодательством.

Чтобы обеспечить стабильность в теплоснабжении Каменска-Уральского, а также эффективность управления системой, проектом предусмотрено выделение двух автономных систем: Красногорского и Синарского районов. Во главе каждой из них назначена единая теплоснабжающая организация. На сегодняшний день в Красногорской системе централизованного теплоснабжения — ОАО «ТГК-9». В Синарской системе наиболее полно требованиям законодательства удовлетворяет ОАО «Синарская ТЭЦ». Именно эти организации, по нашему мнению, способны решать задачи:

• надежного и качественного теплоснабжения потребителей;
• повышения эффективности на всех этапах теплоснабжения, в том числе с использованием инвестиционных программ;
• модернизации городских систем централизованного теплоснабжения.

При перепечатке ссылка на журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» обязательна
фото: из архива журнала «Энергетика и ЖКХ Урала»