Развитие регионального промышленного комплекса связано с решением многих насущных задач. Требуется создание инфраструктурного обеспечения, использования возможностей современных технологических ресурсов, финансирование инвестиционных программ. Нуждаются в государственной поддержке крупные наукоемкие эффективные проекты. ПетровО том, как складывается ситуация на сегодняшний день в Свердловской области, рассказал заместитель Председателя Правительства Свердловской области Александр Петров:

Александр Юрьевич, каковы основные приоритеты в развитии регионального промышленного комплекса?

– Основные приоритеты развития промышленности Свердловской области обозначены в главе 5 государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на территории Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013                        № 1293-ПП.

В основу региональной политики в сфере реализации программы заложен отраслевой принцип со следующими приоритетами: металлургия, машиностроение, химический комплекс, лесной комплекс, легкая промышленность, отрасли, ориентированные на создание новых инновационных продуктов, редкие и редкоземельные металлы, ядерная медицина.

Стратегическим направлением программы является создание в Свердловской области конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработки передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции.

Заданное стратегическое направление, в соответствии с определенной выше системой отраслевых приоритетов, ориентировано на решение задач обновления технологической базы приоритетных отраслей промышленности; стимулирования научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов; создания инновационной инфраструктуры для повышения эффективности использования производственного потенциала традиционных отраслей и развития новых отраслей, в том числе создание межотраслевых инжиниринговых центров; стимулирования развития высокотехнологичных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Как осуществляется инфраструктурное обеспечение в его инновационно-технологическом развитии?

– Учитывая колоссальный научно-образовательный и инновационный потенциал Уральского федерального университета и его реальную возможность стать одним из ключевых центров образования мирового уровня и                          лидером на Евразийском пространстве, Правительством Свердловской области оказывается поддержка созданию нового кампуса Уральского федерального университета. В городе Екатеринбурге, в районе озера Шарташ, на базе кампуса УрФУ с участием Уральского отделения РАН, планируется создать Уральский университетский технополис.

Общая площадь Уральского университетского технополиса составит 1 101,3 га.
На одной территории будет сосредоточен единый научно-образовательный кластер, состоящий из нового кампуса УрФУ и технопарка высоких технологий «Университетский», индустриального парка, технико-внедренческой зоны и промышленной зоны, что ускорит процесс коммерциализации инноваций и повысит его эффективность.

Уральский университетский технополис – это долгосрочный проект, рассчитанный до 2030 года. Общий объем инвестиций, необходимый для создания технополиса, более 70 млрд. рублей (первая и вторая очереди кампуса УрФУ).

В 2013 году Минкомсвязь России проведен конкурсный отбор регионов в рамках реализации комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 № 328-р. Свердловская область включена в число победителей и до конца 2014 года получит федеральные субсидии в объеме 682,9 млн. рублей на создание Инновационно-технологического центра (далее – ИТЦ) технопарка высоких технологий Свердловской области «Университетский»  (далее — Технопарк).

Строительство Инновационно-технологического центра технопарка   осуществляет Министерство промышленности и науки Свердловской области. Министерством заключено соглашение с Минкомсвязь России о предоставлении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджету Свердловской области на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности от 23.12.2013 года № МШ-П11-19140. В конце декабря 2013 года в Свердловскую область поступили средства федеральной субсидии в объеме 341,45 млн. рублей. Такой же объем бюджетных ассигнований направлен  на строительство ИТЦ из бюджета Свердловской области.
На площадях Инновационно-технологического центра планируется размещение резидентов Технопарка.. К 2014-2018 годам, т.е. к выходу Технопарка на проектную мощность, планируется размещение более 100 резидентов. В соответствии с программой развития УрФУ к 2015 году будет создано более 150 малых инновационных предприятий и большинство из них станет резидентами Технопарка.
В ИТЦ планируется создать более 700 новых высокотехнологичных рабочих мест. Прогнозируется, что выручка только резидентов Технопарка, размещенных на площадях ИТЦ, составит около 2 млрд. рублей.

Расскажите о действующей системе финансирования инвестиционных программ, о бюджетной поддержке высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт.

– С 2014 года в Свердловской области начала действовать государственная программа Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства от 24.10.2013 г. № 1293-ПП.

Государственной программой предусмотрено ряд мер государственной поддержки промышленных предприятий Свердловской области, в том числе:

1) предоставление субсидий на возмещение затрат на внедре¬ние в производство новых, значительно технологически измененных или усовершен¬ствованных продуктов, производ¬ственных процессов, новых или усовершенствованных технологических процессов или способов производства услуг.

Всего за период с 2014 по 2020 годы из областного бюджета запланировано выделить около 1,8 млрд. рублей, в том числе в 2014 году –               290 млн. рублей.

В настоящее время Министерством промышленности и науки Свердловской области ведется прием заявок для участия в конкурсном отборе организаций промышленного комплекса Свердловской области на право получения субсидий из областного бюджета в 2014 году на возмещение этих затрат. Прием заявок будет проводиться до 7 июля 2014 года;

2) предоставление субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полу¬ченным в российских кредит¬ных организациях для реали-зации инвестиционных про¬ектов, в размере, не превы¬шающем 2/3 ставки рефинан¬сирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на момент за¬ключения кредитного дого¬вора.

Всего за период с 2014 по 2020 годы из областного бюджета запланировано выделить около 2 млрд. рублей, в том числе в 2014 году – 284 млн.рублей.

В 2014 году конкурсный отбор организаций на право получения субсидий планируется объявить в течение августа-сентября 2014 года. Извещение о начале приема заявок будет опубликовано в «Областной газете» и размещено на официальном сайте Министерства промышленности и науки Свердловской области. Рекомендую отслеживать данные источники информации;

3) предоставление субсидий на возмещение затрат, связан¬ных с внедрением результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра¬бот в сфере промышленного производства.

Всего за период с 2014 по 2020 годы из областного бюджета запланировано выделить 217 млн. рублей, в том числе в 2014 году –                         40 млн. рублей.

В текущем году прием заявок на участие в конкурсном отборе закончился 2 июня.

Что представляет собой механизм привлечения негосударственных инвестиций в стратегические инновации в промышленную сферу региона?

– Финансовое обеспечение реализации государственной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и внебюджетных источников. В рамках государственной программы негосударственными инвестициями являются средства предприятий, направляемые на реализацию инвестиционных проектов по созданию инновационных производств в промышленности региона.

Механизм привлечения негосударственных инвестиций заключается в том, что мы даем возможность частично возместить понесенные затраты организаций промышленного комплекса Свердловской области, связанные:

– с приобретением оборудования, в том числе производственной линии или комплекса, и выполнением его монтажа в виде предоставления субсидий из областного бюджета;

– с внедрением результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере промышленного комплекса;

– с уплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов, в размере, не превышающем 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на момент заключения кредитного договора и др.

Меры государственной поддержки предоставляются в соответствии с Порядками предоставления субсидий организациями промышленного комплекса, предусмотренными постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. № 1293-ПП «Об утверждении  государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на территории Свердловской области до 2020 года».

Что нужно для создания льготных условий поддержки крупных, наукоемких эффективных проектов, базирующихся на использовании высоких технологий?

– Сегодня ключевым фактором в создании благоприятной среды для развития научной деятельности организаций, который непосредственно зависит от научно-технической политики государства, является предоставление налоговых льгот, развитой инфраструктуры и возможностей подключения к ней, обеспечение квалифицированными кадрами. А также комплекс мер, направленных на развитие инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров и строительство жилья для сотрудников указанных предприятий.

Хорошим примером действия данного механизма стимулирования в Свердловской области является Закон Свердловской области от 27.11.2003 г.          № 35-ОЗ (ред. от 15.07.2013, с изм. от 06.06.2014) «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций». Настоящим законом предусмотрена налоговая льгота – освобождение от налога на имущество – для научных организаций,  удельный вес доходов от научной и научно-технической деятельности должен составлять в общей сумме их доходов не менее 70 процентов.

При перепечатке материалов, ссылка на журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» обязательна