Проблема качества потребляемой воды возникла не сегодня и не вчера, и пока остается актуальной. Практически полувековой износ систем водоснабжения и водоотведения, значительные временные затраты на их восстановление и замену, а главное – нехватка финансовых вложений существенно тормозят ее решение. Тем не менее, государство находит необходимые ресурсы для систематической плановой работы по модернизации и реконструкции всех систем жизнеобеспечения.

Алексей ШМЫКОВ, заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области

Алексей ШМЫКОВ, заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области

Более половины существующих объектов жилищного фонда в Свердловской области строились в 60-80-е годы прошлого века. Все инфраструктурные вопросы по строительству объектов коммунального комплекса решались параллельно. Мощности объектов тепло- и водоснабжения, водоотведения рассчитывались, исходя из количества вводимого в строй жилья.

С того времени прошло уже во многих случаях порядка полувека. Очевидно, что предельные сроки износа и жилого фонда, и коммунальной инфраструктуры тех лет, по большому счету, исчерпаны. Это касается объектов и теплоснабжения, и водоснабжения, и водоотведения, и других инженерных систем. Ни электроснабжение, ни газоснабжение исключением не являются, поскольку даже у «железа» срок службы ограничен.

С требованиями санитарного законодательства не поспоришь – и питьевая вода, и сточные воды  должны соответствовать СанПиНу. Законодательство же из года в год свои требования только ужесточает. И даже если канализационные очистные сооружения, к примеру, работают в соответствии с заложенными в проектах параметрами,  требованиям сегодняшнего дня это уже не соответствует. Таким образом, проблема очистки стоков в той или иной мере актуальна для каждого муниципального образования.

В крупных городах эти проблемы худо-бедно решаются. Например, Екатеринбург в настоящее время реализует крупномасштабную, даже для уровня всей Российской Федерации, инвестиционную программу. В малых городах решение этих вопросов осуществляется с меньшим размахом, более точечно. Речь идет об инфраструктуре, почти на 95% принадлежащей муниципалитетам, и, конечно же, без поддержки бюджета здесь обойтись нереально. Тем не менее, ряд водоканалов разрабатывает свои инвестиционные программы, и на сегодняшний день в области реализуется порядка 30 таких проектов. В 2014 году на их выполнение были выделены достаточно серьезные бюджетные деньги – 3 млрд 960 млн рублей. На 2015 год в рамках этих же инвестпрограмм предусматривается финансирование в сумме 4 млрд 200 тыс. руб.


На реализацию инвестпрограмм в сфере водоснабжения и водоотведения в 2015 году предусмотрено областное бюджетное финансирование в сумме 4 млрд 200 тыс. рублей


 

Наряду с инвестпроектами на территории региона реализуется государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Свердловской области», в рамках которой вводятся в строй объекты капитального строительства, переходящие с прошлых лет –  инженерные структуры водно-канализационного хозяйства (ВКХ) в Ревде, Серове и Тугулыме. Только в этом году объем бюджетного финансирования данных объектов составил 166 млн руб., из них 103 миллионов пришлось на долю областной казны.

На 2015 год отбор в программу модернизации систем ВКХ прошли 7 муниципальных проектов. Четыре из них (в Алапаевске, Атике, Пышме и Красноуфимском округе) – по очистке канализационных стоков, три (в Туринском ГО, Сухом Логе, Краснотурьинске) – по модернизации и строительству водопроводных сетей – водоводов. В рамках софинансирования в Краснотурьинске ожидается федеральная составляющая из фонда поддержки моногородов, поскольку проект большой – на сумму порядка 900 млн рублей. По каждому из проектов разработана проектно-сметная документация и подтверждены условия софинансирования.

Конечно же, сегодня в один момент все вопросы в целом по области не решить. Вместе с тем, правительством региона принимаются максимальные меры и для оптимизации, и для повышения эффективности всех систем жизнеобеспечения. Если говорить о модернизации, энергосбережении, энергоэффективности в сфере водоснабжения и водоотведения, стоит отметить, что  финансирование этих мероприятий идет по разным программам. Сегодня это государственная программа, и если 2012 году мы начинали с 639 млн рублей, 146 миллионов из которых были выделены из федерального бюджета,  в 2013 году эта сумма увеличилась до 1 млрд 125 тыс. руб., а в 2014 – до 1 млрд 570 тыс. руб. Примерно эти же величины по возможности будут сохранены и в текущем году.

Вместе с тем, учитывая, что нехватка средств на нужды водопроводно-канализационного хозяйства по-прежнему остается достаточно острой проблемой, сегодня в качестве одного из выходов из сложившейся ситуации мы видим в привлечении в отрасль инвестиций. В настоящее время первый проект на условиях государственно-частного партнерства уже «запущен» и реализуется в Ревде.