Остановить деградацию водопроводно-канализационной системы может лишь конструктивное сотрудничество водоснабжающих организаций с частными инвесторами, производителями инновационного оборудования, а также всесторонняя государственная поддержка. Первой ласточкой на пути реформирования водохозяйственного комплекса (ВХК) станет разработка Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области стратегии его развития.  О том, в чем будет заключаться стратегия развития ВХК Свердловской области,

Shmikov рассказал первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексей Шмыков:

Водный вопрос: дело не в количестве, а в качестве
– На сегодняшний день в Свердловской области проживает более 4 млн. человек, из них централизованным водопроводом пользуются 96%, остальная часть населения берет питьевую воду из нецентрализованных источников. При этом львиная доля в водоснабжении приходится на поверхностные централизованные источники (обслуживание 56% населения), которые загрязнены ливневыми, паводковыми и сточными водами, в том числе поступающими с очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации. Кроме того, для поверхностных источников характерны такие неблагоприятные показатели, как повышенное содержание гуминовых веществ, влияющих на количество хлорорганических соединений, содержание марганца, цвет и мутность. Оставляет желать лучшего и качество воды из подземных централизованных источников, которой пользуются 38% населения области. Такая вода перенасыщена кремнием, марганцем, железом, бором, бромом, натрием, хлоридами. Нецентрализованные источники водоснабжения также не соответствуют большинству санитарных требований: наблюдается слабая защищенность водоносных берегов от загрязнения, нередко отсутствует санитарная зона.
Подача воды низкого качества, на наш взгляд, во многом обусловлена ненадлежащим проведением мероприятий по охране санитарных зон, применением для водоочистки энергоемких технологий и неэффективных химических реагентов. Кроме того, большинство очистительных сооружений не в состоянии пропустить через фильтры весь объем воды, в ряде же населенных пунктов сооружений водоподготовки нет. Стоит заметить, что неудовлетворительное санитарно-техническое состояние распределительных сетей вызывает вторичное загрязнение питьевой воды. Так, в последних санитарным нормам не соответствует 15,6% от общего числа водных проб.
Из-за нехватки центров отраслевой модернизации во многих населенных пунктах Свердловской области системы водоснабжения и водоотведения продолжают деградировать. Как мы видим, население нуждается в обеспечении питьевой водой не только в необходимом количестве, но и надлежащего качества. Замены требуют более 30% мощностей водопроводов и систем водоотведения. Резкое же увеличение уровня аварийности в системах водоснабжения и водоотведения, а также износ их основных фондов свидетельствует о том, что критическая точка уже пройдена. Для нормализации ситуации, на мой взгляд, необходимо ежегодно менять и ремонтировать не менее 10 % сетей. Помимо этого, в ближайшее время нужно организовать дополнительные или новые источники водоснабжения.

Предпосылки для модернизации ВКХ
Проблемы в секторе водоснабжения и водоотведения Свердловской области обусловлены не только техническим состоянием системы (изношенность основных фондов, использование трудозатратных технологий), но и ненадлежащей водоохраной деятельностью.
Камнем преткновения является низкий уровень бюджетирования водохозяйственных предприятий и их инвестиционная непривлекательность. Особое значение для развития ВХК имеют финансово-экономическая и управленческая составляющие предприятий. Так, на сегодняшний день во многом несовершенны схемы выставления счетов и получения платежей, а также тарифы на услуги водоканалов. Это, в свою очередь, связано с отсутствием в последних четкого распределения должностных полномочий, с абстрактностью в описании бизнес-процессов и недостаточным уровнем компетентности руководящего состава для эффективного управления в рыночных условиях. К сожалению, контролировать деятельность управляющих компаний ВХК довольно сложно, поскольку отсутствуют национальные стандарты предъявляемых к ним требований.
Плохое техническое и финансовое состояние организаций ВХК, а также отсутствие строгой системы государственных обязательств по обеспечению населения чистой водой можно считать предпосылками для централизации органов управления в этом комплексе. Также представляется необходимым налаживание партнерских отношений между собственниками систем водоснабжения и канализации и МУП «Водоканал»: возможно, к примеру, заключение сервисных контрактов.

Новая стратегия – за высокие результаты
Для дальнейшего функционирования систем водоснабжения и водоотведения необходима их модернизация. В связи с этим мы видим целесообразным разработать новую стратегию развития ВХК. Ее цель – обеспечение населения Свердловской области питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей. При этом должен быть снижен уровень загрязнения источников питьевого водоснабжения сточными водами от населенных пунктов. Чтобы достичь поставленной цели, потребуется поэтапная и пообъектная реализация мероприятий по реконструкции и модернизации водохозяйственных объектов в муниципальных образованиях Свердловской области. Иными словами, мы разрабатываем единый подход ко всему водохозяйственному комплексу области, но конкретные целевые показатели будут отслеживаться для каждого населенного пункта.
Такими показателями являются приведение качества питьевой воды в соответствие с нормами, надлежащее очищение сточных вод, снижение расходов питьевой воды за счет сокращения утечек и технологических потерь, экономное пользование электроэнергией на объектах ВКХ, создание предприятий отрасли, которые обеспечат строительно-монтажные и инженерно-проектные работы, а также производство реагентов, арматуры и др.

Техническим инновациям – поддержка от государства
Модернизация и реконструкция ВХК невозможна без господдержки. Так, на протяжении нескольких лет в соответствии с постановлением Правительства от 2009 г. № 526 в нашей области действовала федеральная программа «Чистая вода», которая, к сожалению, охватила далеко не все районы. В рамках этой программы на нужды ВХК с 2009 по 2013 гг. было потрачено около 1,5 млрд. руб. Но для реформирования водохозяйственной отрасли этого оказалось недостаточно.
В настоящее время принята комплексная госпрограмма развития и модернизации ЖКХ в Свердловской области, которая предусматривает модернизацию энергосбережения, а это включает ремонтные работы на очистных сооружениях и замену сетей. На модернизацию ЖКХ в следующем году мы планируем потратить около 1,1 млрд. руб., включая источники теплоснабжения и водоканалы. Для участия в программе муниципалитеты должны подать заявку, а также подготовить проектную документацию с наличием всех экспертиз: технических, финансовых, технологических.
С привлечением областного бюджета в 2014 г. в Ревде ведется строительство станции подготовки питьевой воды производительностью 45 000 м3/сут., водопровода общей протяженностью около 23 км в Сухом Логе, Лесном, поселке Баранчинском Кушвинского городского округа. Очистные сооружения от бытовых сточных вод общей производительностью 38 000 м3/сут. возводятся в Серове, в поселках за Новоуральском. За девять месяцев 2014 г. из областного бюджета уже перечислено более 300 млн. рублей, всего же на этот год было запланировано 600 млн. руб. К тому же в ближайшее время мы планируем возобновить действие программы «Чистая вода».
К сожалению, из-за ухудшения экономической ситуации в стране финансирование мероприятий средствами из областного бюджета является незначительным и не отвечает потребностям водохозяйственной отрасли. Поэтому, помимо привлечения инвестиций, одним из главных финансовых источников является тариф. Поднятие муниципалитетами предельного индекса изменения платы за коммунальные услуги частично решит проблемы ВХК.

Комплексное решение водного вопроса
Первым шагом в осуществлении новой стратегии станет разработка комплекса технических решений по реконструкции и модернизации ВХК в отдельно взятом муниципальном образовании. Формирование экономической модели будет включать определение источников привлечения кредитных ресурсов и инвестиций. При этом источниками финансирования ВХК выступят инвестиционные надбавки к тарифам водоснабжения и водоотведения, тариф на подключение, прямые субсидии бюджетов разных уровней и собственно прямые инвестиции.
Особое внимание следует уделить развитию энергоэффективной базы по производству и транспортировке до потребителя питьевой воды высокого качества. Также будет проведен ряд мероприятий по учету воды, потребляемой жителями области. Целесообразным видится создание системы мониторинга и управления водохозяйственным комплексом города, а также разработка техрегламентов по эксплуатации и ремонту водопроводной и канализационной систем. Новая стратегия развития ВХК направлена и на обеспечение его экологической безопасности.
Мы уверены, что единое техническое и финансово обоснованное пространство позволит вывести этот сектор экономики на уровень, соответствующий современным требованиям к инфраструктурным отраслям.

фото: из архива журнала «Энергетика и ЖКХ Урала»