Развитие кооперации и импортозамещения в отраслях промышленности. К этой проблеме в последнее время мы возвращаемся все чаще. Работа эта требует немалых временных затрат, системного подхода, более эффективной организации, качественной подготовки и высокой степени обученности специалистов.
Министерством промышленности и науки Свердловской области разработан проект подпрограммы «Развитие кооперации и импортозамещения в отраслях промышленности Свердловской области» в составе государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года». В октябре этот документ был рассмотрен на заседании Комитета СОСПП по промышленности и фото сысоева mвзаимодействию с естественными монополиями под председательством известного уральского промышленника, доктора технических наук, профессора Анатолия СЫСОЕВА.

Есть, над чем работать
В своем выступлении Анатолий Сысоев отметил, что основной целью данной подпрограммы должно являться повышение эффективности использования промышленного и аграрного потенциала Свердловской области и создание стабильной устойчивой экономики в регионе через расширение рынков сбыта для нашей продукции внутри региона, в России и на внешнем рынке. Именно на это, в конечном счете, должны быть направлены анонсируемые мероприятия по стимулированию кооперации и импортозамещения.
«Сегодня нас стимулируют внешние влияния и изменение политики в области валютного курса. Рост курса доллара делает наши товары более конкурентоспособными, – считает председатель Комитета, – а экономические санкции не оставляют других вариантов, кроме как самим воспроизводить оборудование и товары, ранее закупавшиеся за рубежом».
Говоря о достоинствах и недостатках проекта подпрограммы по развитию кооперации и импортозамещения в отраслях промышленности Свердловской области, Анатолий Сысоев отметил, что в документе впервые приведены данные об общем уровне кооперации в нашем регионе по отраслям, но нет данных по внутрирегиональным связям, Уральскому федеральному округу, России, странам ближнего и дальнего зарубежья.
Также в программе показан уровень межрегиональной торговли, но нет оценки причин приобретения товаров из других регионов при наличии промышленных мощностей по выпуску аналогичных товаров внутри Свердловской области.
Впервые в проекте приведены данные по использованию среднегодовой мощности предприятий по выпуску основных видов продукции в Свердловской области на 01.01.2014 г. Однако этот раздел должен быть на постоянном контроле с обязательным анализом причин неосвоения производственных мощностей и выработкой мер для повышения эффективности использования производственных мощностей.

Процесс нужно регламентировать
Для оценки результативности программы необходимо разработать методику статотчетности по вопросам кооперации и импортозамещения на уровне региона, межрегиональной торговли, а также по странам ближнего и дальнего зарубежья. «Нам нужна полноценная статистика и информирование делового сообщества, необходимы четкие критерии по выполнению данной программы», – заявил докладчик.
Участники заседания сошлись во мнении о необходимости планирования работ по развитию кооперации и импортозамещения, которое должно быть детально привязано к видам продукции, участникам, инженерному и финансовому обеспечению. Систему планирования необходимо регламентировать дополнительным Постановлением Правительства Свердловской области.
Сам же процесс оперативного планирования необходимо упростить: он должен осуществляться не через Постановления Правительства, а через решения заместителей Председателя Правительства, курирующих этот вопрос.

Необходимые меры господдержки
Очевидно, что для успешного внедрения подпрограммы необходимо создать соответствующие условия. Анатолий Сысоев уверен, что создание системных финансовых и организационных инструментов, стимулирующих развитие импортозамещения, – это главное звено в программе.

Поэтому данная работа должна предусматривать перечень «дорожных карт» по осуществлению мер господдержки импортозамещения, включающий следующие направления:
 госгарантии для банков, кредитующих импортозамещение;
 частно-государственное партнерство, при котором государство входит в проект своей долей;
 субсидирование, в том числе, по банковским процентным ставкам, на инвестиции и НИОКР;
 предоставление налоговых каникул по имуществу, по земле и по прибыли;
 введение понятие «рисковый капитал» и др.
Соответственно, необходимо разработать критерии оценки эффективности инвестпроектов с точки зрения кооперации и импортозамещения.
В рамках подпрограммы должны действовать и узкоспециализированные программы, нацеленные на развитие важнейших направлений и секторов экономики.

Важнейший механизм – создание кластеров
Важнейшим организационным механизмом, способным оказать наибольший стимулирующий эффект для развития импортозамещения и кооперации, является создание кластеров. Кластерные объединения должны создаваться по конкретным направлениям с участием производителей и потребителей продукции, инжиниринговых компаний во взаимодействии с научными организациями.
В рамках кластеров возможно наладить производство материалов и оборудования для ключевых отраслей, включая:
 оборонную промышленность
 нефтегазовая отрасль
 энергетическая отрасль
 транспорт
 государственные нужды
При этом кластеры могут и должны создаваться не только в промышленности, но и в АПК – в качестве примера, Сысоев привел создаваемый в настоящее время Северный агропромышленный кластер.

По результатам обсуждения приняты решения
В ходе обсуждения проекта подпрограммы «Развитие кооперации и импортозамещения в отраслях промышленности Свердловской области» участниками заседания были приняты следующие решения:
 принять проект подпрограммы «Развитие кооперации и импортозамещения в отраслях промышленности Свердловской области» за основу;
 изучить степень использования озвученных в ходе заседания предложений и разработать общий свод предложений для включения их в подпрограмму;
 создать рабочую группу при Общественном совете при Министерстве промышленности и науки Свердловской области с участием членов Комитета для постоянного мониторинга работ по данной подпрограмме, а также с целью ее доработки;
 до 1 декабря 2014 года утвердить подпрограмму по развитию кооперации и импортозамещения с учетом интересов других министерств, в том числе по агропромышленному комплексу, строительству.
 одобрить в качестве приоритетных следующие направления деятельности:
• создание рабочих групп по направлениям;
• проведение экспертной работы по изучению импортной продукции и ее технических характеристик;
• разработка стандартов и технических условий по импортозамещению;
• разработка программы развития инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна;
• создание системы обучения через семинары, учебные центры, дистанционное обучение для подготовки специалистов по организации кооперации и импортозамещения;
• создание интернет-портала как основного элемента информационного обеспечения процесса кооперации.

В заключение Анатолий Сысоев предложил приложить максимум усилий для успешного внедрения разработанных мероприятий и достижения поставленных целей по развитию кооперации и импортозамещения в Свердловской области.