16 августа 2014 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований». Разработка данного документа предусматривалась Федеральным законом от 28 декабря 2013 года 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Фото - СеменовМихаил СЕМЕНОВ, руководитель Контрольной комиссии Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Союз «Энергоэффективность»

В настоящее время проведение энергетического обследования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (пункты 1-4 и 6 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон)).

Сегодня данные организации проводят обязательное энергетическое обследование, не ориентируясь на объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении. И это положение сохраняется до 1 октября 2014 года.

Что же произойдет после этой даты?

С 1 октября вступает в силу часть 1.1 статьи 16 Закона, согласно которому обязательность проведения энергетического обследования для перечисленных лиц наступает, когда объем энергетических ресурсов в стоимостном выражении для определения совокупных затрат на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, превышает объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации. Постановление № 818 установило этот объем: 50 миллионов рублей.

То есть перечисленные выше лица будут проводить обязательное энергетическое обследование только в случае, если их суммарное годовое потребление превысит 50 миллионов рублей.

Но в определенной степени контроль над деятельностью организаций с «незначительным» объемом потребления энергетических ресурсов сохранится. Указанные лица вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применительно к указанным лицам в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

В проекте приказа Министерства энергетики Российской Федерации предполагается ежегодно после окончания календарного года предоставлять информацию за прошедший (базовый) год – до «01» апреля текущего года. Информация заполняется лицом, ответственным за обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Вот небольшая цитата из документа:

«3. Информация об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применительно к управомоченному лицу, финансируемому полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, представляется таким лицом в Министерство по формам согласно приложениям № 1–3 к настоящему Порядку (далее – приложения № 1–3). Приложения № 1–3 заполняются по методике заполнения информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применительно к управомоченному лицу, финансируемому полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, согласно приложению № 4 к настоящему Порядку, и методике оценки класса предварительного уровня энергоэффективности здания (строения, сооружения), согласно приложению № 5 к настоящему Порядку».

Только пересчет страниц проекта декларации вызывает чувство уважения к нему: со 2 по 66 страницу. Это и методики, и таблицы, которые нужно заполнить!!!

А теперь представим житейскую ситуацию: Детский сад «Буратино», «Солнышко»… в которых вряд ли найдется специалист, ответственный за энергетическое хозяйство и который разбирается в балансах тепловой энергии, балансах электрической энергии и тому подобное. В дело вступает рядовой сотрудник учреждения.

Возможно, идеологи проекта предполагали, что у сотрудников подобных учреждений составление информации получится лучше, чем у энергоаудиторов, квалификационным требованием к которым, согласно Закону, является наличие знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований, в соответствии с образовательными программами высшего образования, дополнительными профессиональными программами в области деятельности по проведению энергетических обследований.

Добавим, что по оценке Минэнерго в России более 200 000 таких организаций. Несложно представить, какой объем бумаги для составления информации при этом будет использован.

Пока не поздно, эту нелогичность необходимо исправить.

Еще небольшая справка: 28-ФЗ от 03.04.1996 г. «Об энергосбережении» устанавливал «планку» для обязательного энергетического обследования = 6000 т.у.т.

Сделаем расчет: 1 т.у.т. = 1204 м3 природного газа (Тюменского). Умножим на цену за тысячу м3 = 4 000 рублей (розничная цена ОАО «Уралсевергаз» с 01.01.2014 г.) и на 6000 т.у.т. Получим 28 896 000 рублей.

Сегодня эта планка в два раза выше, чем в 1996 году. Из зоны обязательного энергетического обследования исчезнут практически все бюджетные учреждения, органы власти. Даже многие организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Что касается организаций, которые в законе названы «организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год» (пункт 5 части 1 статьи 16 261-ФЗ), то до 31 декабря 2013 года критерием для проведения обязательного энергетического обследования были совокупные затраты на потребление энергетических ресурсов в сумме более десяти миллионов рублей за календарный год.

С 1 октября для них также установлен минимальный объем потребления более 50 миллионов рублей. Это означает, что только при превышении объема потребления энергетических ресурсов, установленного Правительством, они проводят обязательное энергетическое обследование, если это произошло за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования (согласно Закону – до 31 декабря 2017 года).

В противном случае они не обязаны представлять информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в отличие от тех организаций, которые указаны в пунктах 1-4 и 6 части 1 статьи 16 Закона.