В решении актуальных вопросов модернизации систем теплоснабжения главная задача – привлечь инвестиции. Реальная возможность для этого – использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), заключение концессионных соглашений на реконструкцию, модернизацию, строительство новых объектов. И положительные сдвиги в этом направлении уже есть. О реализации пилотных проектов в сфере теплоснабжения в регионе рассказал заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексей ШМЫКОВ.

Алексей Викторович Шмыков

Алексей Викторович Шмыков

Единственно верный выход – концессионное соглашение
На сегодняшний день мы собрали всю необходимую информацию по муниципалитетам и пришли к пониманию того, где необходимо осуществить модернизацию в сфере теплоснабжения, в частности – котельных. Условно их отнесли к трем категориям: требующим реконструкции, модернизации, нового строительства.

Исключительно за счет бюджета все вопросы не решить, это возможно только с привлечением инвестиционных средств. Поэтому муниципалитеты и субъекты сегодня должны искать возможности привлечения инвесторов к решению задач по модернизации объектов и теплосетей, выполнить которую можно в рамках концессионного соглашения. Для этого наша задача номер один – разработать форму и механизм реализации типовых договоров по концессионным соглашениям. Необходимо, чтобы на понятных и прозрачных для потребителей условиях была возможность возвращать вложенные средства инвесторам.

В концессионном соглашении оговариваются взаимные обязательства муниципалитета и инвестора. Муниципальное имущество при этом остается в рамках ответственности муниципального образования, и оно должно предоставить инвестору все достоверные данные об объекте для составления техзадания. Инвестор должен четко понимать, что нужно модернизировать или заменить, какие мероприятия необходимо выполнить, какой объем услуг он сможет продать и по какой цене. Важно точно посчитать и затраты, и выручку, и ту рентабельность, за счет которой инвестор будет возвращать вложенные средства. Это основная проблема сегодня. Ведь для компании-инвестора, которая готова зайти в сектор коммунального хозяйства, это, как правило, непрофильный бизнес, с одной стороны нечто привлекательное, а с другой – непонятное новое, и это вызывает вполне объяснимые опасения.

Действительно, рисков здесь немало. Прежде всего, это, тарифное регулирование. Ежегодный рост платы по тарифам ограничен, здесь сделать скачок в разы – нереально. А это означает, что тариф, оплата по которому могла бы покрыть все расходы на модернизацию систем, будет установлен еще не скоро. Второе – зависимость от потребителя. Как правило, потребитель – это население, за которым стоят управляющие компании. Здесь самые острые вопросы, которые с завидной регулярностью рассматриваются в правительстве, – обеспечение прозрачности платежей населения, систематические недосборы средств. Очевидно, что 100-процентную оплату коммунальных услуг население не обеспечит никогда, но даже оптимальные 3-5% недоплат в большом денежном потоке составляют достаточно серьезные суммы. В таких крупных городах, как Екатеринбург, Нижний Тагил, это сотни миллионов рублей в год.

Тем не менее, других вариантов выхода из сложившейся ситуации, кроме как государственно-частное партнерство, мы не видим. Только совместный поиск, движение к взаимопониманию муниципалитетов и инвесторов может дать желаемый результат. Идеальное же решение, мы считаем, таково. Инвестор заходит на модернизацию объектов теплоснабжения, к примеру, котельных. Муниципалитет же совместно с субъектом решает вопросы оптимизации инфраструктуры – рассматривает необходимость замены сетей, количественного сокращения либо территориального приближения источников, то есть устранения тех проблемных участков, которые сегодня генерируют убытки и потери. И в каждом случае это решение будет прорабатываться совместно с муниципалитетом и приниматься индивидуально.

Недавно созданное Министерство инвестиций и развития Свердловской области очень активно подключается к этой теме. Проблематика ясна, инвесторы сегодня есть, нужно только поддержать их: дать четкое понимание, как и в каком направлении двигаться, обозначить риски, помогать решать, в числе прочих, вопросы технологического подключения в газоснабжении, замены сетей.

Пилотный проект: важно отработать и тиражировать
На сегодняшний день в Свердловской области ведется работа по реализации пилотных проектов модернизации и реконструкции, строительства новых объектов теплоснабжения.
Так, в селе Некрасово Белоярского городского округа для обеспечения теплоснабжением двух многоквартирных домов и двух объектов соцкультбыта строится новая котельная, производится полная замена сетей. Уникальность проекта состоит в том, что в замену старых проложены армированные пропиленовые трубы с очень эффективной теплоизоляцией. И уже на данном этапе, когда сети обновлены, но тепло пока поступает от старой угольной неэффективной котельной с низким КПД, весьма ощутим экономический эффект. Задача округа сейчас – закончить пуско-наладку и запуск газовой котельной, сделать пробную топку, быть может, что-то еще доработать до окончания отопительного сезона, чтобы на 100% быть уверенными в благополучии следующего.

В Верхотурье также успешно сработал механизм государственно-частного партнерства. Там без привлечения бюджетных средств рядом с существующими угольными котельными были установлены новые твердотопливные котлы, работающие на древесных отходах, которых в городском округе большие запасы. Руководители округа с радостью констатируют, что долг на энергоресурсы не только не растет, а даже значительно сокращается. Те средства, которые ранее шли на закуп угля, теперь будут использованы на погашение этой задолженности. Наша задача – сделать так, чтобы этот проект тиражировался на других территориях.

Конечно, проблем у нас хватает везде. В прошлом году были привлечены инвесторы на газовые котельные в Камышлове. В Невьянске и Горноуральском сегодня решаются аналогичные вопросы, там своя специфика задач. Приходится иметь дело с территориями, как правило, социально депрессивными, где платежеспособность жителей оставляет желать лучшего, а значит, ощутимо сказывается на уровне сбора средств. Но даже несмотря на это, инвестор пошел. Работа ведется, и следующий отопительный сезон, мы уверены, пройдет намного более эффективнее.

От муниципалитетов нужна готовность действовать
Перечень инвестиционно привлекательных территорий на сегодняшний день определен. Однако в этом году подход к реализации пилотных проектов мы несколько изменили. В каждом из муниципалитетов есть свои «болевые точки» систем теплоснабжения, с наибольшими потерями и убытками. Единовременно решить все эти проблемы в одном муниципалитете – никаких денег не хватит. В ближайшие планы по модернизации включены только те вопросы, решение которых принесет максимальный эффект. Важно сократить убытки предприятий, сократить субсидирование или гарантии из местных бюджетов своим муниципальным предприятиям для того, чтобы средства, которые те выделяли на тот же уголь или на субсидии поставщикам энергоресурсов, можно было использовать на модернизацию объектов теплоснабжения.

Объем средств областного бюджета, выделяемых на модернизацию систем теплоснабжения в 2015 году, к сожалению, сокращен. Все понимают сложность существующей экономической ситуации. Тем более трудно сказать, что будет с бюджетом в 2016 году. В связи с этим мы должны сейчас сделать все возможное для максимального притока инвесторов в отрасль. Важно нарабатывать опыт, обкатывать модели наиболее эффективных технологических решений, чтобы обеспечить тиражирование успешных пилотных проектов в теплоснабжении на других территориях.

Сегодня под руководством заместителя председателя Правительства Свердловской области Сергея Зырянова создана Комиссия по привлечению инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, в состав которой входят представители и Региональной энергетической комиссии, и Министерства инвестиций и развития Свердловской области, и нашего министерства. В интересах руководителей муниципальных образований – заявлять о своих «болевых точках», заниматься поиском инвесторов, обращаться в комиссию за помощью в решении каких-либо конкретных вопросов. Сегодня не мы должны их «за уши тащить», а они – обращаться к нам со своими заботами, чаяниями, требованиями. Мы же выражаем свою готовность всеми силами помогать и всячески содействовать решению текущих задач.

При использовании материалов ссылка на журнал «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» обязательна
фото: из архива журнала «Промышленность. Энергетика. ЖКХ»