В январе 2015 года состоялось официальное опубликование Федерального закона от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».  Новый Федеральный закон регламентирует полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики. Документ устанавливает принципы промышленной политики и меры поддержки промышленности.По замыслу разработчиков, закон «О промышленной политике в РФ» по-зволит повысить конкурентоспособности и эффективность российской индустрии и поддержать программу замещения импорта, выработать единые основополагающие «правила игры», понятные и одинаково трак-туемые органами власти и предпринимателями.

Прокомментировать 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ» мы попросили заведующую сектором отраслевых рынков института экономики УрО РАН Викторию АКБЕРДИНУ:

Виктория Акбердина, завсектором отраслевых рынков института экономики УрО РАН

Виктория Акбердина, завсектором отраслевых рынков института экономики УрО РАН

Можно отметить ряд положительных моментов 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ»:
• Факт наличия подобного федерального закона, регулирующего систему отношений федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и хозяйствующих субъектов в области промышленности. Федеральный закон появился по принципу «должен быть» после почти десятилетних поисков того, что же должно быть в нем прописано. Теперь никто не упрекнет Россию в отсутствии закона о промышленной политике.
• Плюсом является достаточно четкая формулировка основных понятий, используемых в Законе.
• Введение принципиально новых инструментов поддержки – специальные инвестиционные контракты, авансовые платежи по субсидиям, финансовая поддержка на возвратной основе с привлечением инфраструктуры поддержки промышленной деятельности. Именно они дают надежду, что закон станет законом прямого действия.
• Появление ответственности инвесторов за полученные меры государст-венной поддержки, такие как штрафные санкции за невыполнение пока-зателей эффективности использования субсидии (в размере субсидии и пеней) и возмещение ущерба и компенсация сумм налогов и сборов, неуплаченных в связи с предоставлением льгот. Это позволит несколько «дисциплинировать» получателей мер государственной поддержки.

Моменты, которые так и не нашли своего отражения в Федеральном Законе:
- в Законе не определены (хотя бы постановочно) долгосрочные цели развития промышленности России, вектор этого развития, ключевые направления промышленной политики (за исключением развития оборонно-промышленного комплекса), не акцентируется внимание на уровне развития технологической среды;
- недостаточно рассмотрен пространственный аспект реализации про-мышленной политики. Глава 3 проекта Закона («Индустриальные парки и промышленные кластеры») не вносит ясности в вопрос о том, как могут быть учтены особенности проведения промышленной политики в регионах, отличающихся уровнем промышленного развития, его структурой, имеющимися потенциалами развития и т.д.;
- промышленной политике в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) уделено самое большое внимание (практически единственный приоритет), но фактически не акцентируется внимание на необходи-мость использования ОПК как эффективного инновационного ресурса в целях создания не только вооружений и военной техники, но и создания высокотехнологичной гражданской продукции;
-полностью отсутствует упоминание о технологических платформах – формате государственно-частного партнерства в области научно-технологического и промышленного развития, обеспечивающем выработку и реализацию долгосрочных приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики на основе общего видения будущего данных секторов.
фото: из архива журнала «Энергетика и ЖКХ Урала»
При перепечатке материала ссылка на журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» обязательна