Уже год в стране действуют региональные программы капитального ремонта общего имущества жителей многоквартирных домов. За это время обозначились  слабые стороны новой системы. Усовершенствовать долгосрочную программу способны лишь слаженные действия Правительства Свердловской области, Регионального Фонда содействия капремонту, управляющих компаний, подрядных организаций и собственников жилья. О том, как проходит капремонт в нашем регионе, рассказал генеральный директор Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Александр КАРАВАЕВ.

 Александр КАРАВАЕВ

Александр КАРАВАЕВ

– Александр Александрович, как на сегодняшний день обстоят дела с проведением капремонтов в области?

Если учитывать, что система капремонта работает первый год, то региональная программа выполняется в рабочем порядке. Однако ремонтный сезон в 2015 году прошел бы более результативно, если бы все участники системы – управляющие организации, муниципалитеты, Региональный Фонд, жители МКД – были готовы к ее функционированию. Например, взносы в Региональный Фонд со стороны собственников жилья составляют 76%. Следовательно, объем работ уменьшается на четверть в соответствии с размером финансирования.

Необходима согласованность сроков и формы подготовки документации. Так, чтобы своевременно провести конкурс по отбору подрядчиков, нужно вовремя получить сметную документацию от муниципалитетов. В этом году не все муниципалитеты предоставили нам информацию, а в полученных документах стоимость ремонтов в разных МО отличалась в десятки раз. Поэтому Региональный Фонд был вынужден организовать конкурс по отбору организаций для подготовки проектно-сметной документации.

До 8 июля 2015 года законом не была регламентирована процедура согласования подготовленной документации с муниципалитетами, процесс ее согласования затягивался. Отбор подрядчиков также занимает много времени. При этом результаты некоторых конкурсов оспаривались в Федеральной антимонопольной службе. Все эти трудности повлияли на выполнение конкретных работ и поставленных задач. Учитывая эти моменты, к началу 2016 года мы планируем подготовить проектно-сметную документацию для работ, намеченных на этот год.

Есть ли вероятность, что часть домов, запланированных к ремонту на 2015-й год, будет перенесена на следующий период?

Мы сможем осуществить работы на те средства, которые сегодня аккумулированы в Фонде. Региональный оператор ведет учет собранных средств в разрезе индивидуальных лицевых счетов. Мы знаем, кто оплачивает данную услугу, с точностью до муниципалитета, дома и собственника. В Свердловской области есть муниципалитеты, в которых собираемость средств всего 50%, следовательно, их программа по капремонту в 2016 году будет сокращена наполовину. В отношении конкретных домов срок проведения работ зависит от того, насколько добросовестно жители вносят плату за ремонтные работы.

Есть факторы, которые не зависят от фонда или подрядной организации. К примеру, погодные условия в 2015 году не позволили выполнить часть фасадных работ. В конкретных случаях целесообразнее перенести ремонт на более теплое время 2016 года. Подобные решения будут приняты только по отношению к тем подрядным организациям, которые качественно и в срок выполняют то, что должны были сделать сейчас. Если же подрядчик на момент переноса срока ремонта ничего не предъявил к сдаче, то контракт с ним будет расторгнут.

Как складываются отношения между подрядчиками, собственниками и Региональным Фондом?

– В связи со сжатыми сроками подготовки Фонда к 2015 году у подрядных организаций возникают вопросы по поводу сроков проведения работ, установленных в проектно-сметной документации. И эти вопросы объективны. Мы, в свою очередь, стараемся указать на конкретные инструменты выхода из сложившейся ситуации. При разработке методических рекомендаций на 2016 год мы учли опыт этого года. Так, сроки выполнения ремонта и последовательность действий необходимо будет согласовать с муниципалитетом, управляющей организацией еще на уровне дефектных ведомостей. Информация должна быть максимально достоверной, поскольку довольно сложно проконтролировать каждого исполнителя.

У собственников возникают вопросы относительно видов работ, которые предусмотрены программой по капремонту. Например, кто-то хотел бы отремонтировать подъезд, но данный вид работ не относится к капремонту. Однако некоторые подрядчики и УК взяли на себя дополнительные обязательства по осуществлению таких работ. Чтобы собственники получили максимальный эффект от ремонта, вместе с капремонтом проводится и текущий ремонт подъездов, который делает управляющая организация за счет средств, уплачиваемых по статье «содержание жилья».

Чтобы найти взаимопонимание, мы пытаемся включить в рабочий процесс всех. До двух раз в неделю руководство Фонда выезжает на объекты, которые ремонтируются. Соответственно, мы привлекаем к работе управляющую организацию, представителей подрядных организаций, в том числе осуществляющих строительный контроль.

К сожалению, часто возникает такая проблема, как получение доступа к общему имуществу дома. Участок, который оказался недоступным для строителей по вине собственников, останется неотремонтированным, а значит, снизится эффективность проведенных работ во всем доме.

Жители опасаются небрежного отношения рабочих к своему имуществу, и это понятно. Однако, как показывает практика, подрядчики аккуратно проводят ремонтные работы, и собственники остаются довольны качеством.

– В региональной программе по капремонту есть несоответствия реальному положению дел. К примеру, выявляются дома, которых нет ни в данной программе, ни в списках аварийных домов. Обращаются ли граждане в фонд по этому поводу?

В связи с изменениями в программе, внесенными в нее в этом году, более 700 домов были из нее исключены. Причины разные: ошибочное включение в программу, некорректный адрес, несоответствие помещения определенным требованиям. Включено же в программу более 400 домов. Региональная программа требует ежегодной корректировки, так как она утверждается областным Правительством Свердловской области, а составляется органами местного самоуправления. Если износ жилого дома более 70% исключается из Региональной Программы и может быть признан ветхим, аварийным и включен в программу по переселению из аварийного, ветхого жилья.Определить статус дома собственникам поможет администрация их муниципалитета, куда им и следует обратиться в первую очередь.

– В чем заключается деятельность по проверке ремонтных работ со стороны представителей народного контроля?

Пока рано говорить о функциях, которые выполняют волонтеры. Дело в том, что эта структура только начинает свою работу. В ближайшее время пройдет встреча с первыми 20 добровольцами, на которой они узнают, по каким параметрам нужно будет оценивать проведенный капремонт. Мы познакомим их с региональной программой, расскажем о выполняемых видах работ. Народный контроль в любом случае необходим, поскольку он помогает наладить диалог с собственниками МКД.

Какие «узкие места» в системе капремонта Вы бы отметили? Что в ней требует доработки?

– 176-ФЗ внес изменения в Жилищный кодекс. Ряд положений вступил в силу с момента подписания закона, то есть не было времени на их адаптацию. Одна из сложностей состоит в том, что и без того новую систему пытаются менять. Одно из таких изменений – возможность тратить проценты, полученные от размещения средств фонда в банке, только на капремонт. С точки зрения собственника такое решение правильное. Но, с другой стороны, до этой поправки сформировались бюджеты Региональных Фондов, где были учтены дополнительные доходы, которые можно было использовать на хозяйственную деятельность этих организаций. Посреди финансового года это создало серьезную трудность.

Сегодня отмечается много критики в отношении системы капремонта. Чтобы систему оценить, необходимо дождаться первых итогов. 2015-й – стартовый год, когда система проходит этап становления и адаптации. Но уже на этом этапе ремонтные работы в области ведутся почти в 1000 домах. Пока не все механизмы работы четко прописаны в законодательстве. На мой взгляд, первые три года проведения капремонта выявят все «узкие места», что позволит урегулировать спорные вопросы и добиться эффективной реализации программы.