Муниципальные образования сегодня активно развиваются, растут новые районы, как в Екатеринбурге, так и в других городах области. В связи с этим встают вопросы подключения объектов, которыми они застраиваются, к тепло-, водо- и электроснабжающим, газораспределительным сетям.

Это многоквартирные дома, объекты социального и промышленного значения, частные жилые строения. Обеспечить же доступность ресурсов сегодня призваны новые правила, выработанные для установления адекватных взаимоотношений потребителей с ресурсоснабжающими компаниями.

 2_01_rek

Электросети: введение правил урегулировало большинство споров

До 2013 года больше всего проблем, связанных с подключением к сетевым ресурсам, было в сфере электроснабжения.

Нередко сетевые организации злоупотребляли своим положением субъекта естественной монополии, навязывая невыгодные (не предусмотренные законодательством) условия технологического присоединения либо уклонялись от обязательств по подключению.

На сегодняшний день, ввиду давности введения Правил № 861 (Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861) сетевые организации успели освоиться к их нормам, и теперь их нарушения не носят массового характера.

Вместе с тем, в период с 2013 по 2015 годы обострилась ситуация с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, в частности, с садоводческими некоммерческими товариществами (СНТ), дачными некоммерческими партнерствами (ДНП) и иными кооперативами садоводов.

Зачастую садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ), некоммерческие объединения, получая в пользование земельный участок, за счет членских взносов строили общее имущество товарищества, в том числе электрические сети, трансформаторные подстанции и т.п. По договору с сетевыми организациями эти объединения технологически присоединяли объекты электросетевого хозяйства к электрическим сетям, резервируя мощность на всех членов СНТ по цене 550 рублей, умноженные на количество членов.

За последующее же подключение к сетям как самих членов СНТ, так и лиц, которые ведут хозяйство в индивидуальном порядке в границах СНТ, председатели СНТ пытались взимать плату в нерегулируемых размерах. Так, если у сетевых организаций стоимость подключения составляет 550 рублей, то встречаются случаи, когда СНТ предъявляли требования оплаты за подключение по цене до 400 тыс. рублей. Правда, некоторые лица, ведущие хозяйство в индивидуальном порядке в границах СНТ, достаточно квалифицированно оспаривали требования СНТ в судебном порядке.

DSCF2927

Согласно ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», граждане, ведущие садово-огородное или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования объединения за плату на условиях договоров, заключенных с ним в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения. В судебном порядке такие лица могут обязать СНТ работать в соответствии с ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и не взимать денежные средства в непредусмотренном законом размере.

Кроме того, подключая к электросети свое оборудование, трансформаторы, СНТ забирало часть мощности, которая предназначена для всех его членов. В таком случае может возникать дефицит пропускной способности электрической сети, и в этой ситуации для его ликвидации сетевая организация вынуждена вносить корректировки в  инвестпрограммы, что в зависимости от источника возмещения по инвестиционной программе может влиять на тарифы этой сетевой организации. Как правило,  стоимость подключения в размере 550 рублей не позволяет сетевой организации компенсировать все расходы на процедуру технологического присоединения.

Действия председателей СНТ по выставлению несоразмерных размеров платы за подключение приводили к тому, что граждане, которые покупали земельные участки в этих СНТ, желали подключаться непосредственно к сетям сетевой организации. Сетевые организации, в свою очередь, не имея законных оснований на отказ от осуществления технологического присоединения, вынуждены, по сути, повторно изыскивать возможность технологического присоединения этих же земельных участков.

Проблемы потребителей, связанные с непосредственным техприсоединением к электрическим сетям, в основном касаются нарушений сроков технологического присоединения. Какие-либо действия потребителя за границей его земельного участка либо дополнительные расходы на подключение не предусмотрены законодательством.

Сетевая организация, являясь субъектом естественной монополии, должна выполнять работы по строительству и реконструкции своих объектов исключительно через закупочные процедуры, что требует значительного времени. Зачастую получается так, что по истечении шести месяцев, когда фактически уже должны быть построены сети и коммутационный аппарат  должен находиться в состоянии включения, сетевая организация еще только проводит выбор участка для размещения  на нем своих объектов (часто, опор для сетей) и подрядчика для выполнения этих работ, с помощью которых протянется сеть к земельному участку потребителя.

1373378379_1

Вместе с тем, в соответствии с пп «в» п. 16 Правил № 861, в случае несвоевременного исполнения обязательств по договору виновная сторона обязана уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общий размер платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.

Нарушение сроков исполнения обязательств по уже заключенному договору свидетельствует о нарушении прав потребителей.

 


По данным Управления федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области, за нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении подключения к своим сетям в 2014 году сетевые организации были оштрафованы:

в сфере теплоснабжения – на сумму 42-45 млн руб.,

водоснабжения – более 10 млн руб.,

электроснабжения – более 1 млн руб.

Ситуация складывается таким образом, что Арбитражные суды снижают размеры штрафов для сетевых организаций. Эти нарушения Управлением признаются, в результате штрафы накладываются в процентном соотношении от выручки организации за год


25 марта 2015 г. в Правила № 861 были внесены изменения, касающиеся технологического присоединения потребителей, ведущих хозяйство в границах СНТ. Новшества заключаются в том, что технологическое присоединение членов этих объединений осуществляется только опосредованно – заявки подаются общественным объединением в сетевую организацию. А вот технологическое присоединение потребителей, ведущих индивидуальное хозяйство в границах СНТ, осуществляется как опосредованно, так и непосредственно. При этом потребителям в пакете документов для технологического присоединения необходимо представлять и договор на использование инфраструктуры СНТ.

 

Газовые сети: новые правила и новые возможности для подключения

Подключение к газораспределительным сетям стало актуальным в связи с вступлением в силу с 1 марта 2014 года Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314).

Спорные вопросы в этой сфере возникают с частыми отказами на подключение по причине отсутствия технических возможностей – недостатком мощности либо пропускной способности сетей. Зачастую ситуация складывается так, что для того, чтобы обеспечить потребности всех потребителей газа – тех, которые уже есть и которые только планируют подключиться, – необходимо модернизировать сети либо ставить специальное оборудование для увеличения давления в имеющихся трубопроводах.

Тем не менее, РЭК Свердловской области утверждены платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированные тарифные ставки, определяющих ее величину. Так, в случае, если от объекта подключения до газораспределительной сети менее 200 м, давление в трубах составляет не более 0,3 МПа и никакого строительства сетей, кроме как непосредственного отвода к земельному участку, не требуется, то плата за подключение составляет 50 тыс. рублей.

Правилами также предусмотрена обязанность газораспределительной организации обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.

Однако есть перспективные районы развития города и есть те, которые развиваются за счет потребителей, физических лиц, застраиваясь небольшими индивидуальными коттеджными поселками. Тем не менее, газораспределительная организация обязана обратиться  с заявкой на изменения региональной программы газификации в орган исполнительной власти документы в отношении любого потребителя.

Таким образом, потребитель может осуществить как подключение своего объекта за счет платы на подключение, рассчитанной в соответствии с Постановлением РЭК СО (более затратный вариант, но менее долгий), так и осуществить подключение после реализации программы газификации (более долгий вариант, но менее затратный).

Строительство газораспределительных сетей, как правило, идет за счет софинансирования различных уровней бюджета в рамках программ газификации. Эти сети в последующем переходят в собственность муниципального образования. Но поскольку органы местного самоуправления в силу законодательства не могут их самостоятельно эксплуатировать, то должны передать их на правах хозяйственного ведения газораспределительным организациям. Проблема заключается в том, что переход этих сетей в фактическое владение от органов местного самоуправления к газораспределительной организации составляет промежуток времени не менее года.

 

Вопрос технологического подключения к сетям решит чиновник

Еще совсем недавно решение важного вопроса о технической возможности/невозможности подключения к сетям было полностью во власти ресурсоснабжающей организации, которая и осуществляла эту процедуру. Со временем назрела необходимость проведения реформы технологического подключения, в том числе, в сфере газоснабжения.

Постепенно этот вопрос стали выводить в круг полномочий чиновников (Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области), которые, в частности, занимаются разработкой региональной программы газификации. Ранее, получив отказ в подключении к сетям, потребитель, не имея на руках технической документации, шел в суд доказывать обоснованность своих претензий к сетевой компании, и, как правило, безуспешно.   В условиях такого неравенства участие в разрешении споров по насущному вопросу было справедливо решено сместить на уровень чиновников. И теперь уже они, принимая решение о невозможности изменения региональной программы газификации, будут доказывать его обоснованность в суде.

Проблема заключалась в том, что зачастую на момент решения газораспределительной организации о технической невозможности подключения, со стороны чиновников решение по поводу невозможности изменения региональной программы газификации не принято. Правила предусматривают следующую альтернативу: теперь потребитель либо сам может обратиться к чиновникам с тем, чтобы они проверили возможности изменения программы, либо может обязать это сделать газораспределительную организацию, отметив это условие в заявке. В результате, если потребитель, в одном окне пообщавшись с газораспределительной организацией, получил отрицательный ответ на подключение, тот уже будет подписан чиновником, оспорить решение которого в суде гораздо легче, чем оспорить решение сетевой организации.

Оксана ЕРЕМЕЙКИНА

 

Редакция журнала «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» благодарит начальника отдела ограничения монополистической деятельности УФАС России по Свердловской области Елену Тюменцеву за помощь в написании статьи.