В настоящее время в России пересматриваются способы производства тепловой энергии и ее рыночная стоимость. Правительством РФ разработана новая модель регулирования централизованного теплоснабжения, которая выравнивает себестоимость тепловой энергии для ТЭЦ и альтернативной котельной. Яков ЩЕЛОКОВ, член-корреспондент Российской инженерной академииЩелоков Я.М

Модель управления тепловой энергией
По словам вице-премьера России Аркадия Дворковича, «новая модель расходования тепловой энергии будет внедряться со следующего года (2015). Окончательно крупные города России перейдут на нее к 2020 году». По его сообщению, сегодня плата за тепло составляет более половины всего тарифа за коммунальные услуги, и если не поменять модель регулирования, то эта составляющая будет только увеличиваться, причем ускоренными темпами.
«Была предложена модель, которая уже существует в тех странах, где есть централизованное теплоснабжение, прежде всего в странах Северной Европы, – отметил Аркадий Дворкович. – В каждой системе определяется единая теплоснабжающая организация (ЕТО). Это, как правило, самая большая организация в данной системе, которая отвечает за надежность и качество теплоснабжения и которая полностью выстраивает все планы: инвестиций, развития в секторе. Устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию, который определяется не из затрат и нормы прибыли, а исходя из цены альтернативной котельной, т. е. альтернативного источника теплоснабжения».
И вот увидело свет Распоряжение Правительства (РП) РФ от 02.10.2014 № 1949-р, которое, в частности, гласит: «Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии». «Модель регулирования» оказалась «целевой моделью рынка тепловой энергии», идеологию которого определяет «цена (тариф) альтернативной котельной».

Метод альтернативной котельной
Новая методика позволит определить себестоимость производства тепловой энергии при комбинированном производстве на теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). У потребителя есть выбор: либо покупать тепло у ТЭЦ, либо построить свою котельную и производить тепло самому. На ТЭЦ тепло стоит дешевле, но в результате ТЭЦ не получает достаточной выручки. Кроме того, котельные все равно строят. Вопрос конечного потребителя: почему строят котельную, а не когенерацию?
Предложенная методика направлена на то, чтобы стоимость производства тепла на ТЭЦ стала такой же, как на альтернативной котельной. Вся экономия при производстве тепловой энергии относится к выработке электроэнергии.
Метод альтернативной котельной позволит сделать более прибыльным производство электрической энергии, а выработка тепловой энергии будет такой же, как на котельной. Для генерирующих компаний, которые занимаются комбинированным производством тепла, это имеет положительные последствия. У потребителя же возникает вопрос: если есть ТЭЦ и там производство тепла дешевле, почему тепло должно стоить дороже? Теряется разница между котельной, построенной потребителем, и ТЭЦ. А вот с точки зрения решения проблем тепловой энергетики это правильно.
Приведем комментарий из СМИ от РСПП:«РП РФ № 1949 направлено на принципиальное изменение подхода к системе отношений и модели ценообразования в области теплоснабжения, а также формирование новой институциональной среды. Основными направлениями реализации мероприятий «дорожной карты» будут являться:

• внедрение новой системы ценообразования в централизованном теплоснабжении, включающей в себя либерализацию цен для конечных потребителей тепловой энергии;
• повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации;
• усиление надежности и качества теплоснабжения, включающие в себя установление простой, понятной и удобной для потребителя процедуры получения компенсации при нарушении надежности и качества теплоснабжения.

Мероприятия дорожной карты будут реализованы к 2020–2023 гг., что приведет к повышению клиентоориентированности теплоснабжающих организаций, повышению удовлетворенности потребителей качеством и стоимостью теплоснабжения, устранению технологического отставания и повышению инвестиционной привлекательности отрасли теплоснабжения».

Спорные моменты
Новая целевая модель у специалистов в области энергетики не может вызвать чувства удовлетворенности.
Во-первых, российская методика очень мало напоминает зарубежную модель.
Во-вторых, за рубежом модель построена на основе четких законов и принципов, а не «дорожной карты». Это предполагает обязательную возможность участия потребителей в управлении ЕТО. В зарубежном варианте системы теплоснабжения функционируют на основе принципов количественного регулирования, а не качественного, как в России. Взаиморасчеты с потребителями в Европе осуществляются только по результатам данных инструментального учета. В ряде стран компании централизованного теплоснабжения действуют как бесприбыльные кооперативы и, следовательно, избавляют потребителей от затрат на покрытие налогов с прибыли компаний.
К сожалению, из официальных российских документов пока неясно, о каких ТЭЦ идет речь. В конкуренции должны участвовать: микроТЭЦ, ТЭЦ малой, средней мощности, крупные ТЭЦ. А для этого надо менять существующую систему топливно-энергетического комплекса.

Возможно, в 2023 году и состоится «либерализация цен для конечных потребителей тепловой энергии», но будет ли к тому времени у конечного потребителя право устанавливать на своей территории «альтернативную котельную»?

При перепечатке материалов ссылка на журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» обязательна
фото: из архива www. ЖКХ.ru