«Инновации», Smart City, Smart Grid, «глобализация», «новые технологии»… Эти ключевые слова сегодня звучат на многих деловых мероприятиях. Однако почему-то вслед за этим, как правило, ничего не происходит. Что в России мешает широкому внедрению этих технологий? Как все это применить у нас, исходя из текущей ситуации? Какими должны быть приоритеты? Какая должна быть последовательность действий в решении технических, экономических и организационных вопросов? На эти и другие вопросы попытались ответить участники 2-й Международной конференции «Технологии для городов», которая прошла 11 июля в рамках деловой программы «ИННОПРОМ-2014».Очень важно в связи с этим, прежде всего, понять позицию федерального координатора – не так давно созданного министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации. Именно поэтому первым, кому модератор мероприятия вице-президент СОСПП, полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов Свердловской области Андрей Биль предоставил слово, стал первый заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Леонид СТАВИЦКИЙ.

Как увеличить жизненный цикл здания?

Основные вопросы, которыми министерство сейчас занимается, связаны с развитием нормативно-правовой базы. Это то, что главным образом сегодня сдерживает продвижение инновационных технологий в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, взаимодействие бизнеса с государством. «Сегодня необходимо актуализировать почти 1500 нормативных актов, СНиПов, норм и технических регламентов. Эта работа ведется министерством вместе с Национальным союзом строителей. На нее выделяются серьезные средства, – сообщил заместитель министра. – До конца года нам необходимо подготовить целый комплекс предложений по стратегии развития отрасли».
Российская строительная отрасль способна выполнять огромные объемы работ с применением самых современных технологий высочайшего качества. «Проблема заключается в том, что на сегодняшний день вопросы, связанные с энергосбережением, плавно переходят в эксплуатационную стадию, при этом возврат средств застройщика не касается. Министерство должно перестроить эту цепочку. Кроме того, сегодня наиболее актуально стоит вопрос реализации программ доступного жилья. Чтобы решить эти задачи, необходимо выстраивать новые механизмы».
Еще очень много вопросов, требующих решения, связаны с экспертизой строительства. Опыт работы с саморегулируемыми организациями говорит о том, что нужны серьезные изменения этой конструкции. Все эти и другие причины создают трудности продвижения инноваций на рынке.
«Основная наша задача – сформулировать тот комплекс законодательных нормативов, правовых актов, которые позволят облегчить работу бизнеса на рынке, с одной стороны, а с другой – обеспечат равную для всех конкуренцию. Необходимо создать условия, которые позволят продвигать современные материалы, современные технологии на рынок. Полагаю, что вторая половина 2014 года и 2015 год будут переломными в этом отношении, поскольку есть понимание, куда надо двигаться», – заявил Леонид Ставицкий.
Что касается блока вопросов жилищно-коммунального хозяйства, сегодня здесь много принципиально новых стратегических направлений. Это и лицензирование, и долгосрочно регулируемые проекты. «Мы понимаем также необходимость решения комплекса вопросов, связанных с работой управляющих компаний, с тарифами, с изношенностью основных фондов, с трудностями привлечения кредитных ресурсов, – сказал заместитель министра. – Прежде всего, необходимо выстроить экономически понятные схемы, которые позволят привлечь для этого бизнес. Нужна совместная также и с законодательной властью. Я уверен, мы здесь добьемся результата».
«Вопросы, которые сегодня мы обсуждаем и в строительстве, и в жилищно-коммунальном хозяйстве, – сказал в заключение Леонид Ставицкий, – не могут быть отделены друг от друга. Сегодня мы должны перейти к безусловному понятию «Жизненный цикл здания». А увеличивается этот цикл только с применением инновационных технологий, начиная с проектирования конструкции и заканчивая наполнением здания современной инфраструктурой».

Как снизить уровень шума в Москве?

Особенный интерес вызывает сегодня город Москва. Во-первых, потому что там очень сильная молодая управленческая команда во всех сферах деятельности. Во-вторых, Москва – это даже не муниципалитет, а, скорее, агломерация, которая обладает определенными финансовыми ресурсами, недоступными многим другим агломерациям муниципалитетов страны. Это счастье, большая удача и результат большой работы. Какие сейчас приоритеты в Москве? На что сейчас направляет деньги амбициозная команда управляющих в столице? Об этом рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Алексей Комиссаров.
«Городские власти зачастую не видят тех реальных возможностей, решений, которые уже существуют в мире. При этом крупному бизнесу, а что уж говорить про малый, сложно предложить какие-то современные решения в отсутствие внятного запроса со стороны городской администрации. Это то, что мешает появлению новых технологий в городах, – начал свое выступление с ответа на главный вопрос, поднятый на мероприятии, Алексей Комиссаров. – Это проблема не только московская, не только российская, но и международная».
Далее Министр Правительства Москвы рассказал об одной идее, которую команда управленцев применила в Москве: «Мы решили участвовать в международной программе, которая называется LLGW (Living Labs Global World), в которую на сегодняшний день вовлечены 50 городов, такие, как: Лондон, Париж, Барселона и многие другие. И речь идет о так называемых открытых запросах, английские коллеги это называют culls solutions. Смысл этой модели в том, что города, городские власти откровенно выносят на обсуждение те проблемы, которые они не могут решить существующими технологиями.
Москва стала первым городом в Восточной Европе, который вошел в этот проект. Так, к примеру, на суд российских и международных экспертов, была отправлена одна городская проблема. Как, выяснилось, 70% москвичей в 70% районах города жалуются на высокий уровень шума. Оказалось, что решается проблема двумя путями. Первый путь: установка новых шумозащитных окон или шумопоглощающих барьеров. Второй путь: установка небольшого достаточно дешевого устройства, которое прикрепляется к оконному стеклу, улавливает его колебания и генерирует собственные, способные в противофазе погасить первоначальные колебания».
По результатам исследований экспертов, города, выбрав какое-то решение, достаточно быстро проводят тестирование, по стандартам этой ассоциации – в течение 4-х месяцев. В случае, если результат теста оказывается успешным, решение масштабируется и проводится в жизнь.
«Что касается большого финансирования в Москве, это, конечно, огромный плюс для города. Однако, в этом состоит и такой же большой минус, поскольку зачастую с появлением финансирования исчезает мотивация для поиска самых экономичных решений», – сообщил Алексей Комиссаров.

Об эффективном развитии современных городов
Динамика развития современных городов сегодня заставляет задуматься не только о методах руководства и взаимодействия с современными компаниями, но также и обо всей совокупности вопросов городского хозяйства, решение которых позволяет мегаполисам развиваться на высоком уровне технологического комфорта.
Наиболее острые проблемы больших городов обозначил в своем докладе руководитель дивизиона «Развитие городов» экспертного центра Siemens Мартин Пауэлс. «Прежде всего, это экология, в частности, плохое качество воздуха, – считает он. – Применение новейших технологий позволяет городам конкурировать друг с другом, создавать более комфортные условия проживания. Лучшие условия привлекают специалистов и бизнес, а значит, увеличивают доходы в бюджет города».
Мартин Пауэлс заявил также о необходимости поддерживать зеленые зоны в городах: «Мы должны использовать природные ресурсы гораздо экономнее и решить эту задачу можно только с помощью умных технологий».
Применение новейших технологий для решения городских проблем позволяют городскому бюджету экономить колоссальные средства. Так, к примеру, Нью-Йорк тратит в год около 3 млрд. долларов на восстановление энергетической системы после различного рода сбоев. Изменив систему энергоснабжения, город сможет эти средства направить на решение других задач.
Мир меняется стремительно. Сегодня 75% всей вырабатываемой энергии используется в городах. Поэтому сокращение энергоемкости – ключевая задача сегодняшнего дня. «Правильная стратегия развития городов – залог их конкурентоспособности», – считает глобальный руководитель по стратегии и развитию бизнеса индустриальных решений компании Cisco Мэттью Смит. Пример такого мегаполиса – Барселона. В городе применяется умное освещение, умные парковки, умная вода. Привлекая новые технологии, города открывают новые возможности для бизнеса, а это – новые рабочие места, социальные программы и прочее.
Для внедрения подобных технологий в России нужна политическая воля и быстрое исполнение решений.
Немецкое энергетическое агентство занимается улучшением качества жизни людей на уровне решения коммунальных проблем. «В период резкого увеличения стоимости арендного жилья, в результате которого население «выдавливалось» из целых районов, – рассказал Председатель правления агентства Штефан Колер, – мы разработали программу коммунального менеджмента на решение ряда коммунальных проблем, и остроту вопроса удалось снять».
Коммунальный менеджмент – это участие населения в разработке государственных концепций. Это процесс, который подразумевает профессиональное планирование, основанное на мнении населения. Именно люди должны инвестировать в новые технологии. Делать они это будут только тогда, когда они сами поддерживают планы властей. «Сегодня нужно подумать сколько мы хотим видеть вокруг себя техники и насколько мы хотим оставаться людьми», – заключил Штефан Колер.

При перепечатке ссылка на журнал «Энергетика и ЖКХ» обязательна
фото: ЖКХ.ru