В целях реализации Федерального закона № 103-ФЗ от 7 мая 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ было подготовлено  Постановление № 452 «Об утверждении правил определения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, правил расчета их фактических значений, а также правил определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений». Документ был утвержден 16 мая и опубликован на официальном сайте Правительства РФ (Редакция журнала «Энергетика и ЖКХ Урала» обратилась к экспертам в сфере законодательства и теплоснабжения – с целью прокомментировать недавно вышедшее правительственное постановление.
Сергей СЫСКОВ, начальник Управления развития рынка газа ЗАО «Уралсевергаз»:
– Постановление № 452, на мой взгляд, продиктовано благородными целями. Но его реализацию в Свердловской области я достаточно плохо представляю в ближайшее время.
Думаю, нужно будет в течение года учить предприятия, какие данные фиксировать в инвестпрограмах, какие расчеты производить, как правильно их оформлять. Потребуется отдельная рабочая группа, скорее всего, в министерстве жилищно-коммунального хозяйства, которая будет заниматься этим вопросом.
Придется оснастить все котельные приборами учета тепловой энергии и топлива.  Для этого  нужно найти необходимые средства, а кроме того, время – на это может уйти до трех лет.
Возникнут проблемы по формированию базового периода производственных предприятий (три года), так как в настоящее время очень мало компаний, которые работали бы более трех лет. Исключение составляют лишь крупные предприятия, да и то не во всех муниципалитетах. В Свердловской области это Екатеринбург и Нижний Тагил.
Самое интересное начнется тогда, когда мы получим фактическую информацию, и, надеюсь, реальную, по состоянию нашей коммунальной энергетики. Вот тогда и встанет вопрос: что дальше делать?
Существует еще одна проблема – предприятиями в основном не определены, как это предусмотрено законодательством, нормативные расходы и потери энергоресурсов. А для этого потребуются еще дополнительное время и деньги, которых сегодня у ТСО нет.
В общем, посыл со стороны правительства хороший, но его реализация явно проблематичная. Будем надеяться, что я ошибаюсь.
Sholok– Напомню, что же это такое  – «концессионное соглашение». В соответствие с ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и(или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

При этом целями  Федерального закона «О концессионных соглашениях»   являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Если это так, то все весьма не простые и не менее затратные требования  Постановления № 452 касаются объектов теплоснабжения,  находящихся в государственной или муниципальной собственности.
О том, что это так и есть, свидетельствует официальное разъяснение о целях этого ПП № 452: «Утвержденные Правила определяют порядок расчета плановых значений и фактических показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения. Эти показатели устанавливаются на срок действия инвестиционных программ, концессионных соглашений, договоров аренды и (или) на срок действия долгосрочных тарифов в случае, если для теплоснабжающей организации устанавливаются долгосрочные тарифы. Плановые и фактические показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения определяются для использования при разработке инвестиционных программ, заключении концессионных соглашений и договоров аренды организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения». Медицинский портал поможет вам разобраться в диагнозах, заболеваниях и других нюансах отечественной и зарубежной медицины.
От себя хочется добавить, что, наверное, не случайно попали сюда и организации-претенденты на долгосрочные тарифы.
Я не знаю такого примера, чтобы кто-либо взял в концессию котельную. Но точно знаю, что практически все муниципальные объекты теплоснабжения сданы в аренду энергоснабжающим организациям. И которые, считай – все, взаимно должны и поставщикам, и потребителям. В каком состоянии эти котельные – не секрет.
Теперь предлагается, что какой-то муниципалитет заплатит и получит некий документ о том, что у него котельная отвечает всем мировым требованиям. Зачем ее отдавать кому-то, что бы тот вложил в нее деньги и сделал ее еще лучше? Неужели  такое возможно?

Источник: журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» №5