С каждым годом повышаются тарифы на энергоресурсы, растет плата за коммунальные услуги, что не только ложится тяжким бременем на социально незащищенные слои населения, но и ощутимо сказывается на бюджете вполне благополучных семей со средним достатком. В связи с этим открытое недовольство жителей вызывает необходимость сбора дополнительных средств на капремонт многоквартирных домов (МКД). Не пропадут ли народные средства? Кто в ответе за выполнение капитальных ремонтов, работу всей системы капремонта?

P1070804Эти и другие вопросы мы задали главному специалисту отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Светлане АРТЮШЕНКО:

Какие гарантии предоставляет закон № 176,  чтобы вновь созданная системы капремонта не оказалось нереализуемым проектом?

– Сегодня главную организационную и исполнительную ответственность за реализацию капитальных ремонтов многоквартирных домов (МКД), в том числе сохранность и использование по назначению накопленных собственниками средств на капремонт, согласно Жилищному кодексу (ЖК) РФ, несет созданный Правительством Свердловской области Региональный фонд содействия капитальному ремонту МКД. Деятельность регионального оператора оговаривается главой 17 ЖК РФ. Функции контроля за его деятельностью выполняют как Правительство, так и Счетная палата, Росфиннадзор, Прокуратура Свердловской области. Аналогичными полномочиями наделены сами собственники – жители многоквартирных домов. Поэтому, думаю, как минимум, сохранность собранных жителями взносов на капремонт будет однозначно обеспечена.

Законодательством определены права и обязанности как регионального оператора, так и собственников помещений. Если жители вносят деньги на спецсчет, то сами же и должны осуществлять функции контроля: выбрать уполномоченное лицо, которое наделяется правом совершать операции по специальному счету, подписывает акты выполненных работ, отслеживает гарантийные обязательства подрядчика, контролирует своевременное выполнение капремонта и т.п. Региональный оператор обязан уведомлять жителей о предстоящем капитальном ремонте на следующий и другие годы.

Статьи закона № 176 составлены таким образом, чтобы гарантировать работу всех механизмов реализации системы капремонта. Так, согласно конкурсной документации, подготовленной региональным оператором, работа подрядных организаций ведется по безавансовой системе, то есть все работы подрядчики выполняют за свой счет, расчеты же с ними Фонд будет осуществлять в конце года по фактам выполнения работ, подписания актов их приемки. Согласно ст. 182 ЖК РФ, подрядные организации должны предоставлять гарантии выполненного капитального ремонта сроком на 5 лет, в конкурсную документацию регионального оператора добавлены эти изменения.

Еще одно нововведение состоит в том, что все закупки по договорам региональный оператор будет совершать через единую информационную систему (аналогично 44-ФЗ о торговых площадках). Эта система будет введена еще только через год. Тем не менее, она также заключает в себе гарантию реализации программы капитального ремонта и областного закона № 127. Контроль за ее работой будут осуществлять федеральные органы власти и Федеральная антимонопольная служба.

Стоит напомнить, региональный оператор создан Правительством Свердловской области, и областной бюджет – гарантия исполнения его обязательств. Согласно ст. 178 ЖК РФ, в случае невыполнения региональным оператором своих обязательств перед собственниками по капитальному ремонту наступит субсидиарная ответственность субъекта РФ (областного бюджета).

В любом случае капремонты мы проведем, не бросим жителей на произвол судьбы с их проблемами.

Как собственникам вернуть неиспользованные средства, накопленные на капремонт до создания Региональной системы капитального ремонта?

У собственников была и есть возможность на общем собрании решить, что делать с этими деньгами: провести на эти средства капитальный ремонт либо перевести их на спецсчет.
123

К сожалению, Жилищный кодекс РФ не предусматривает порядок передачи ранее собранных средств на капитальный ремонт, но согласно судебной практике, ранее собранные средства на капитальный ремонт приравнены к общему имуществу собственников помещений, и решать их судьбу возможно только по решению общего собрания, которое должно приниматься двумя третями от общего числа собственников многоквартирного дома. Поэтому сейчас это можно сделать только через суд.

Расскажите о роли управляющих организаций в реализации системы капитального ремонта?

176-ФЗ внес существенные изменения в этой части. В настоящее время на федеральном уровне разрабатываются единые стандарты, правила и соглашения по осуществлению взаимодействия между региональными операторами и управляющими организациями, которые будут непосредственным образом задействованы в этом процессе.

Так, к примеру, если раньше, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, согласовывать акты выполненных работ по капитальному ремонту могли только представители собственников и органов местного самоуправления, то сейчас к этой задаче – к приемке работ по результатам проведения капремонта – подключены еще и управляющие организации. Поскольку управляющая компания несет ответственность за вверенный ей жилфонд, управляет им, содержит его, то она, безусловно, будет заинтересована в участии в этом процессе. И на сегодняшний день Региональный фонд уже направил письма во все управляющие организации с просьбой выбрать для этого представителей.

Не получится ли при этом так, что в результате им придется дважды заплатить за одну и ту же услугу?

Дважды платить не придется. Если жители собрали дополнительные деньги, самостоятельно наняли подрядчика и провели капитальный ремонт, они могут обратиться к региональному оператору за взаимозачетом средств, потраченных на капремонт, но в пределах установленной региональным министерством предельной стоимости.

От жителей тех домов, которые выполнили некоторые виды капремонта по 185-му федеральному закону, действительно существует очень много обращений в министерство: «Мы уже сделали капремонт и платим рассрочку, а сейчас опять начались какие-то взносы…» Приходится пояснять людям, что это не зависимые друг от друга вещи. Ведь рано или поздно капитальный ремонт их дому вновь потребуется и будет выполнен согласно региональной программе капитального ремонта. А значит, и взносы на капремонт обязаны платить все собственники. А ранее предоставленные рассрочки оплаты за уже проведенный капитальный ремонт в рамках 185-ФЗ являются обязательствами собственников, возникшими еще до введения в действие региональной системы капитального ремонта и должны быть исполнены.

А если, например, у дома вдруг прохудилась крыша. Его жители, опять же, должны собирать дополнительные деньги, чтобы выполнить ремонт сейчас либо много лет ждать, когда подойдет срок ее капитального ремонта, указанный в региональной программе?
123

Надлежащим образом обслуживать жилищный фонд – первичная обязанность управляющей компании. Для того, чтобы крыша не текла, существует текущий ремонт, расходы на который должны пойти из тех денег, которые жители вносят по статье за содержание жилья на счет управляющей компании. Таким образом, вопрос текущего ремонта крыши должен решать Совет дома совместно с управляющей организацией путем планирования своевременного выполнения необходимых мероприятий на год вперед, дабы не доводить дом до аварийного состояния.

Предусмотрены ли какие-либо меры господдержки, субсидии на проведение капитального ремонта?

Да, субсидии и льготы остаются. 176-ФЗ предусмотрел федеральным льготникам меры соцподдержки в виде компенсаций по оплате взноса на капремонт, к сожалению эта норма вышла поздно, когда в регионах уже функционирует региональная система капитального ремонта. В отличие от федеральных льготников, областные уже с 2014 года получают меры соцподдержки на основании регионального законодательства.

Сколько домов в Свердловской области должно быть отремонтировано в этом году в соответствии с региональной программой капремонта?

В настоящее время программа актуализируется, в нее вносятся изменения, коррективы. Так, порядка двухсот домов с уровнем изношенности около 70% были переведены в категорию ветхого жилья. Проведение капитального ремонта таких домов нецелесообразно, и они были исключены из плана капремонта. Сейчас составляется реестр этих домов, и в результате они попадут под действие другой программы, вопрос реализации которой пока на стадии принятия решения. Вероятнее всего, для жителей этих домов будет построено новое жилье либо предоставлено вторичное. В любом случае, без крыши над головой они не останутся. В программе же капремонта в настоящее время около 980 домов.

Расскажите о мерах по взысканию задолженностей за капремонт. Что грозит неплательщикам?

Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить пени в размере одной трехсотой  ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (часть 14.1 статьи 155 ЖК РФ).

Как, Вы считаете, собираемость взносов на капремонт скажется на выполнении региональной программы капремонта в этом году?

В этом отношении наш регион один из ведущих – собираемость средств на капремонт у нас составляет более 70%. Поэтому есть все шансы, что денег на капитальный ремонт накопится достаточно, и в этом году в Свердловской области он будет выполнен в полном объеме.

Беседовала Оксана Еремейкина
При перепечатке текста ссылка на журнал «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» обязательна