Сегодня сфера жилищно-коммунального хозяйства переходит на новый, хочется надеяться, лучший виток развития. Необходимость кардинальных изменений – модернизация и техническое перевооружение, укрепление кадрового состава отрасли, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и т.д. – назрела давно и очевидна всем: от представителей власти, ресурсоснабжающих организаций, руководителей УК до обычных жителей многоквартирных домов. Для реализации намеченных планов по «перестройке» сферы ЖКХ важно применять и использовать уже наработанные и только обретающие жизнь механизмы – современные технологии, возможности государственно-частного партнерства, государственные гарантии для инвесторов, опыт реализации успешных пилотных проектов, потенциал энергосервисных услуг, лицензирование УК, комплексные подходы к решению актуальных задач.1 августа в УК «Академический» состоялось выездное совещание-семинар «О направлениях развития отрасли ЖКХ на современном этапе. Законодательство. Инвестиции. Технологии». Эффективный опыт управления в «Академическом» притягивает многих. С обзорной экскурсии по наиболее значимым объектам хозяйственной деятельности УК началась встреча съехавшихся из разных уголков Екатеринбурга и некоторых муниципальных образований Свердловской области представителей различных государственных и коммерческих структур, управленцев и хозяйственников, отечественных производителей. Экскурсанты ознакомились с современным оборудованием и технологиями, которые успешно используются в «Академическом», обеспечивают комфортное проживание его жителей и позволяют, в конечном счете, сделать так, к примеру, чтобы квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг были на 25% дешевле, чем во всех других управляющих компаниях в Екатеринбурге. Модератором заседания был заместитель председателя Комитета по энергетике СОСПП, Заслуженный энергетик РФ Владимир Шилов. Лилия Карпухина: «Лицензирование повысит уровень качества предоставляемых УК коммунальных жилищных услуг» Тема лицензирования управляющих компаний – сегодня наиболее животрепещущая, обсуждаемая, актуальная, острая в отрасли ЖКХ. В связи с этим на заседании первым прозвучал доклад заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Лилии Карпухиной «Ключевые законодательные изменения в области ЖКХ. Лицензирование УК, как механизм влияния на рынок управления МКД»: – С 1 сентября 2014 года, в соответствии с внесенными изменениями в Жилищный кодекс, в 255-ФЗ внесена глава по лицензированию. С 1 сентября 2014 года начинается лицензирование деятельности управляющих компаний. Условно данное мероприятие можно будет разделить на 2 этапа: 1 – организация комиссии по лицензированию и 2 – лицензионный контроль, который будут осуществлять органы Государственного жилищного надзора. Процедура лицензирования будет выглядеть следующим образом: любая управляющая компания, которая желает в добровольном порядке осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на территории субъекта Российской Федерации и соответствует определенным законом критериям (юрисдикция РФ, отсутствие судимости у руководителя УК, наличие квалификационного аттестата у руководителя УК, соответствие стандарту раскрытия информации), может подать заявление в адрес Государственной жилищной инспекции. Решение о том, выдавать или забирать лицензию, будет принимать лицензионная комиссия, в состав которой войдут, в первую очередь, общественники, представители Законодательного Собрания, профильного министерств и, конечно же, представители Управления Государственной жилищной инспекции, которая будет заниматься выдачей лицензии. Определены полномочия комиссии: предоставление права на выдачу лицензии управляющим компаниям, принятие квалификационного экзамена у руководителей управляющей компании, принятие решения об аннулировании лицензии и другие вопросы, определенные Жилищным кодексом. За выдачу лицензии предусмотрена государственная пошлина. Ее стоимость составляет 30000 рублей, 5000 рублей взимается за переоформление. Аннулирована лицензия может быть на основании решения суда. Соответствующее исковое заявление Госжилинспекция может подать только на основании решения лицензионной комиссии. Для УК в самое ближайшее время будут организованы семинары на тему лицензирования. Дальнейшие мероприятия со стороны Госжилинспекции – лицензионный контроль, который от госжилнадзора будет отличаться только документацией. Для этого будут разработаны некие документы с определенными нормативно-правовыми актами. Потребитель, права которого нарушены, сможет обращаться в связи с этим в органы Государственного жилищного надзора, и Госжилинспекция будет выходить с проверками в отношении управляющих компаний, выдавать предписания, составлять акты и протоколы. Что принесет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами? Хочется надеяться, что уровень качества предоставляемых коммунальных услуг и жилищных услуг управляющими компаниями, в конечном счете, повысится. Алексей Шмыков: «Вопросы модернизации систем коммунальной инфраструктуры нужно решать комплексно» Управление жилым фондом, объектами коммунальной инфраструктуры связано сегодня с немалыми трудностями, которые сводятся к катастрофическому недостатку финансовых средств, необходимых для решения всех годами, десятилетиями копившихся в этой сфере проблем. «Бюджетное инвестирование в ЖКХ. Государственные и муниципальные целевые программы в рамках действующего законодательства» – такова тема доклада первого заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Шмыкова: – Это действительно огромная проблема. Причин этому много, но есть две основных. Первая – неплатежи населения. Средний сбор в Свердловской области за 2013-й год составил 93,5 процента. За все жилищно-коммунальные услуги население недоплатило 3,7 миллиарда рублей. Надо понимать, что при этом недополучила вся цепочка – начиная от управления жилфондом и заканчивая поставщиками. В большей мере страдают, конечно же, поставщики. Вторая причина – износ инженерной инфраструктуры. Цифры по всем муниципалитетам в среднем одинаковы – от 60 до 70%. И это, наверное, главная из основных причин. Еще одна причина – сдерживание тарифов, которые не в полной мере отражают затраты на производство, на передачу тех или иных ресурсов. Что в связи с этим сегодня делается? В 2013-м году область перешла на целевое государственное программное бюджетирование. Так, на сегодняшний день с начала 2014-го года реализуется утвержденная в 2013-м году Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г. № 1330-ПП государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года». Все муниципальные образования с ней ознакомлены и путем подачи заявки могут стать ее участниками. Другие участники этого процесса – ресурсоснабжающие организации и поставщики, в том числе организации, которые реализуют оборудование, могут предложить какие-либо новые, энергоэффективные технологии непосредственно муниципальным образованиям. Первое, что к началу этого года должно было быть сделано, но на сегодня, к сожалению, не выполнено – требования законов «О теплоснабжении» и «О водоснабжении», сегодня не разработаны 100-процентно схемы теплоснабжения. Сегодня лишь в 23 муниципальных образованиях разработаны схемы водоснабжения и водоотведения. По теплоснабжению готовых схем всего 65. Качество же разработанных схем во многих муниципальных образованиях оставляет желать лучшего. В то время как схема теплоснабжения должна стать основой для разработки плана комплексного развития, соответствовать схеме развития всего муниципального образования. Когда нет этой основы, понимания ситуации в целом, то и нет четко заданной направленности на ликвидацию убытков, которые формируются при производстве и передаче тех или иных видов ресурсов. При отборе муниципальных образований для участия в госпрограмме мы эти моменты – наличие схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения – разумеется, учитываем, они являются большими плюсами. На сегодняшний день программой предусмотрены следующие мероприятия: модернизация систем коммунальной инфраструктуры, тепло и водоснабжения, водоотведения, а также объектов для утилизации, обеззараживания, захоронения твердых бытовых отходов. Решаются также вопросы газификации, действуют две подпрограммы по выселению из аварийного жилья – одна за счет федеральных средств, другая – областных муниципальных. Реализуется программа по энергосбережению… (Полностью с докладом первого заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Шмыкова можно ознакомиться в журнале «Энергетика и ЖКХ Урала» №8) Инна Катаржина: «Под государственные гарантии инвестор обязательно придет» Сегодня экономика теплоснабжающих предприятий гибнет под тяжестью дельты между фактическими расходами, которые они несут, и включенными в тариф, что больно ударяет по финансовым результатам ресурсоснабжающих организаций. Заместитель начальника управления развития рыка газа ЗАО «Уралсевергаз» Инна Катаржина представила участникам заседания некоторые результаты расчетов по возможным схемам финансирования проектов модернизации и строительства новых теплоисточников. Рассмотрены две схемы финансирования проектов строительства и котельных. В первом случае региональный бюджет полностью финансирует проект, во-втором – частный инвестор вкладывает средства с условием гарантированной компенсации межтарифной разницы бюджетными средствами. Для сопоставления результатов был принят условный проект строительства 10 блочных котельных суммарной мощностью 120 МВт стоимостью 360 млн. рублей… (Полностью с докладом заместителя начальника управления развития рыка газа ЗАО «Уралсевергаз» Инны Катаржиной можно ознакомиться в журнале «Энергетика и ЖКХ Урала» №8.) * * * О порядке утверждения инвестиционных программ, реализуемых за счет тарифов, подлежащих государственному регулированию на территории Свердловской области, в сфере водоснабжения и водоотведения в своем выступлении сообщила начальник отдела энергоэффективности РЭК Свердловской области Светлана Попова. Андрей Судницын: «Для реализации пилотного проекта мы выбрали микрорайон «Комсомольский» На качество системы горячего водоснабжения, услуги горячего водоснабжения весьма повлияет перевод на закрытую схему. Ярким примером того, насколько это хорошо, эффективно и выгодно для потребителей, скоро станет Комсомольский район города Екатеринбурга. О пилотном проекте по переводу микрорайона «Комсомольский» на закрытую схему ГВС рассказал присутствующим представитель ПТО ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» Андрей Судницын: – Система централизованного теплоснабжения города Екатеринбурга объединяет 10 источников, 400 с небольшим километров магистральных и 2500 разводящих сетей. Уже практически 60 лет эта система, в которой работают открытые схемы горячего водоснабжения, действует. И надо сказать, что качество воды на теплоисточниках, как горячей, так и холодной, соответствует требованиям СанПиНа. На ряде одних источников используется вода горводопровода, а на ряде других – вода готовится для подпитки теплосети, для нужд горячего водоснабжения, доводится до норм питьевого качества. Проблемный вопрос открытой схемы – несоблюдение параметров по температуре в межотопительный период. Дело в том, что при качественном регулировании отпуска тепла для выдерживания санитарных норм в температурах, в частности в наших условиях, начиная с +8°С, температура воды поддерживается постоянной и здесь не всегда схемы водопотребления горячего водоснабжения соответствует тем требованиям, которые к ним предъявляются — отсутствие циркуляции, наличие значительного количества тупиковых зон… (Полностью с докладом представителя ПТО ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» Андрея Судницына можно ознакомиться в журнале «Энергетика и ЖКХ Урала» №8.) Алексей Сташкевич: «Благодарим за помощь в успешной реализации проекта по техперевооружению котельной» Стратегическое направление модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства – частно-государственное партнерство. Так, опытом реализации проекта технического перевооружения котельной акционерного общества «Богдановичская генерирующая компания» с присутствующими поделился главный инженер ОАО «БГК» Алексей Сташкевич: – Акционером «Богдановичской генерирующей компании» является Администрация городского округа Богданович, ей принадлежит 25% плюс 1 акция, 75% минус одна акция – принадлежит частным лицам. На реализацию проекта были затрачены средства в размере около 397 млн. рублей со сроком окупаемости 6,5 лет. Котельная является единственным источником теплоснабжения северной части города Богданович. Электроснабжение данной котельной осуществлялось от подстанции 110/10 кВ «Фарфоровая», которая принадлежит Восточным электрическим сетям «Свердловэнерго» ОАО «МРСК Урала». Основным видом топлива для котельной является природный газ, поставка которого осуществляется от газораспределительной станции города Богдановича. В процессе технического перевооружения данной котельной был предусмотрен монтаж двух котлов ДКВр-10/13 и установка на их месте когенерационных машин немецкого производства фирмы МWM (сейчас она называется Caterpillar) типа TCG 2032 V16, обеспечивающих совместную выработку электрической и тепловой энергии. Реализация проекта строительства мини-ТЭЦ позволила достичь следующих эффективных результатов: – выработка тепловой и электрической энергии (тепловой КПД – 47,9%, а электрический – 43%); – повышение эффективности использования природного газа до 90,9%. – восстановление надежности теплоснабжения бюджетных инвестиций. – снятие ограничений на подключение других потребителей в связи с вводом 8,6 мВт, которые мы вырабатываем и выдаем машиной подстанции «Фарфоровая». Успешная реализация данного проекта стала возможна только благодаря активной помощи со стороны ОАО «МРСК Урала», Правительства Свердловской области и руководства Администрации города Богданович. Алексей Неплохов: «Предлагаем применять технологию установки систем учета и управления энергоресурсами в модульном исполнении» Модульные решения и реальные варианты внебюджетных инвестиций в сфере ЖКХ сегодня предлагает ООО УК «ЭЛЕКОМ», с докладом от которого выступил генеральный директор компании Алексей Неплохов: – Много лет реализуя проекты по установке приборов учета на объектах, систем регулирования в теплоснабжении, электроосвещении и т.д., мы пришли к следующему выводу: для того чтобы это было эффективно, приемлемо по цене, чтобы можно было проводить достоверные расчеты, мы предлагаем применять технологию установки таких систем в виде модульного оборудования. Это модули учета холодной и горячей воды, модуль регулирования теплопотребления, модуль управления уличным освещением, модуль частотного регулирования электроприводных насосов и другие. Эти модули выпускаются на заводе, они производятся на основании карты заказа на производство с системой качества СО-9000. Для каждого из них существует проект привязки, и фактически к ним подключаются трубы и напряжение питания. Все они поддерживаются системой ИВК ЭлекомИнформ, а также имеют сервисное сопровождение. Таким образом, мы имеем дело уже с оборудованием, имеющим определенную конфигурацию, и которое охотно финансируется инвесторами. В числе доступных механизмов финансирования подобных проектов – концессия совместно с государственно-частным партнерством и энергосервис. Оба они не требуют начальных денежных вложений, привлечения кредитных ресурсов и обеспечения гарантий их возвратности, обслуживания кредитных схем. Срок окупаемости таких систем может составлять от нескольких месяцев до отопительного сезона. И экономия в среднем составляет по данным города Екатеринбурга – 33%, но может достигать и 70%. Мы считаем, что такой способ реализации программ энергосбережения сегодня является наиболее правильным, он позволяет повысить качество, повысить достоверность измерений и при определенных условиях сократить стоимость, как монтажа, так и системы в целом при значительных объемах. Алексей Пирогов: «Энергосервис и энергоаудит – две части, составляющие единое целое» Представители бизнес-сообщества обеспокоены решением задачи реального воплощения механизма энергосервиса. О причинах «пробуксовки» этого процесса и дальнейших мерах по его внедрению в жизнь рассказал в своем докладе «Энергоаудит предприятий коммунального комплекса. Практика применения, факторы и барьеры, влияющие на развитие рынка» главный инженер ГБУ СО «Институт энергосбережения» Алексей ПИРОГОВ: – Говоря об энергоаудите, – начал свое выступление Алексей Пиро¬гов, – я буду касаться, в первую оче¬редь, многоквартирных домов и объ¬ектов бюджетной сферы. Здесь закон достаточно лаконичен, он предъявляет требования к зданиям, которые вводятся в эксплуатацию только при новом стро¬ительстве либо при капитальном ремон¬те. При этом даже мне, специалисту, работающему, контактирующему с этой сферой, не очень понятно, как контро¬лируется энергоэффективность зданий, о которой мы так много говорим, при эксплуатации. Кто осуществляет их ре¬альную проверку? Надо также признать несовершенство существующих техниче¬ских методик и подходов. Что касается повышения энергетиче¬ской эффективности жилых зданий, то ни управляющие компании, ни ТСЖ не мотивированы на какую-то бы то ни было их оптимизацию, не смотря на су¬ществующие требования 261-ФЗ (статья 12, пункт 4). Только если есть какие-то внутренние движители. Если руковод¬ство эксплуатирующей организации и/или собственники дома не стремятся к улучшениям, то ничего не будет сделано – внешних причин для этого нет… (Полностью с текстом доклада главного инженера ГБУ СО «Институт энергосбережения» Алексея Пирогова можно ознакомиться в журнале «Энергетика и ЖКХ Урала» №8.) Александр Пирогов: «Законодательство сегодня не призывает к качественному энергопотреблению» Сегодня без наличия адекватных приборов учета, данным которых можно доверять анализировать, двигаться дальше к инвестициям, становится проблематично. О ситуации в сфере обеспечения достоверности учета тепловой энергии рассказал технический директор ООО «КРЕЙТ» Александр Пирогов: – Что дает достоверный учет? Там, где он сделан качественно, власть получает возможность тратить деньги на строительство дорог, здравоохранение, медицину, образование, а не компенсировать потери на энергопотребление, в первую очередь в жилищно-коммунальной сфере. Сегодня, фактически, сложилась ситуация, когда прибористы, искажающие законы в сфере энергоэффективности, идут на поводу «деформированных» требований рынка и не обеспечивают общество достоверной информацией о потреблении ресурсов. Возникает тупиковая ситуация – цепочка безответственности от источника до потребителя ресурса и, в конечном счете, до жителя. Сколько бы не говорили сегодня о возможностях инвестирования и капитального вложения в сферу достоверного измерения и, как следствие, энергоэффективности, никто не задумывается о таких моментах как «цена владения» и стабильность метрологических характеристик. В итоге оборудование в массе своей эксплуатируется фиктивно, а честные управляющие компании оказываются в более худшем положении, чем те, кто не занимается сбором достоверной информацией об энергопотреблении. Стоит сказать еще о том, что хороший расходомер, узел учета сегодня никто, фактически, монтировать не умеет. Мы передаем наш опыт правильного монтажа и владения технологиями всем инжиниринговым компаниям, в том числе и здесь, в «Академическом», который является визитной карточкой эффективной работы технологий и продукции нашего предприятия. Владимир Шилов: «Насколько сильным будет желание работать, настолько эффективным будет результат» Состоявшееся мероприятие прошло в деловой обстановке, активное обсуждение докладов показало заинтересованность в нем многих из числа присутствующих. По результатам совещания Владимир Шилов вынес на всеобщее утверждение некоторые решения, руководствуясь которыми можно улучшать взаимодействие между компаниями, применять предписания действующего законодательства в работе, которая касается как энергосервиса, так и других направлений. Участники совещания рекомендовали: – Правительству Свердловской области рассмотреть варианты финансирования проектов по реконструкции и модернизации теплоисточников за счет средств областного бюджета, а также сторонних инвесторов с гарантированным возмещением из бюджета «межтарифной разницы»; – главам муниципальных образований Свердловской области в кратчайшие сроки утвердить схемы водоснабжения и водоотведения, для реализации инвестиционных программ организаций водопроводно-канализационного хозяйства; – организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения, при формировании инвестиционных программ включать мероприятия по переводу потребителей с «открытой» системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения на «закрытую». Принято решение подготовить предложение в Минэнерго РФ о необходимости законодательно определить источник финансирования работ по переводу действующих открытых схем ГВС на закрытые. Одобрено и принято предложение о сотрудничестве с Комитетом по развитию инфраструктуры и жилищной политики Законодательного Собрания Свердловской области. В заключение Владимир Шилов еще раз поблагодарил организаторов мероприятия – журнал «Энергетика и ЖКХ Урала», принимающую сторону – руководство УК «Академический», докладчиков и всех участников. «Хочу подчеркнуть, что УК «Академический» – та гостеприимная площадка, где нам с вами интересно, полезно и удобно встречаться, – сказал в заключение заместитель председателя Комитета по энергетике СОСПП. – От того, насколько активно мы будем ее использовать, насколько сильным будет желание здесь работать, настолько эффективный мы получим результат». фото: журнал «Энергетика и ЖКХ Урала»