Архив статей журнала: Сфера ЖКХ

Уже год в стране действуют региональные программы капитального ремонта общего имущества жителей многоквартирных домов. За это время обозначились  слабые стороны новой системы. Усовершенствовать долгосрочную программу способны лишь слаженные действия Правительства Свердловской области, Регионального Фонда содействия капремонту, управляющих компаний, подрядных организаций и собственников жилья. О том, как проходит капремонт в нашем регионе, рассказал генеральный директор Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Александр КАРАВАЕВ.

Возрастают потребности жилищно-коммунального комплекса в природном газе. В Камышловском городском округе готовятся к переводу угольных котельных на газ, газификации частного сектора. Об этом нам рассказал глава ГО Камышловский Михаил ЧУХАРЕВ.

Согласно принятому в мае прошлого года постановлению Правительства Российской Федерации о правилах согласования и утверждения инвестпрограмм в сфере теплоснабжения, на сегодняшний день четко определены все источники финансирования инвестпрограмм.

Такими источниками являются прибыль организации, амортизационные отчисления, плата за подключение, а также кредиты, заемные средства, бюджетное финансирование. Отдельно следует отметить концессию. С привлечением же частных инвестиций в отрасль, возникает немало проблемных вопросов.

Начальник отдела энергоэффективности  Региональной энергетической комиссии Свердловской области Светлана Попова рассказала о возможностях привлечений инвестиций в сферу теплоснабжения и условиях их возврата с позиции органов тарифного регулирования.

P1070721

Регулируемый тариф

– РЭК Свердловской области при согласовании инвестиционной программы организации проводит оценку влияния на уровень регулируемых тарифов. С учетом изменения законодательства данное влияние оценивается в рамках ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги. При допустимом росте платы граждан за коммунальные услуги с учетом реализации инвестиционной программы средства на инвестиции могут быть  включены органом регулирования в устанавливаемые тарифы.

При этом действующее законодательство в сфере теплоснабжения ограничивает включение расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли не более 7 процентов от необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов экономически обоснованным методом.

 

Не стоит забывать, что в случае невыполнения организацией инвестиционной программы РЭК Свердловской области исключает нереализованные расходы из необходимой валовой выручки при установлении тарифов на очередной период регулирования.

Между тем, в Свердловской области сейчас в сфере теплоснабжения достаточно стабильная обстановка в части объемов инвестиций. Так, в течение последних трех лет, ежегодно включаются порядка 1 млрд 300 млн рублей на инвестиции в регулируемые тарифы в части производства и/или передачи тепловой энергии.

Плата за подключение

Отдельно стоит отметить такой источник финансирования, как плата за подключение к системам теплоснабжения. Он не имеет каких-либо ограничений и позволяет теплоснабжающей или теплосетевой организации полностью реализовать потребности в инвестициях.

Единственное условие по включению расходов, которое возникает при установлении видов платы – это недопущение включения расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии или развитие существующих источников в размеры платы, устанавливаемые на очередной период регулирования при подключаемой тепловой нагрузке более 0,1 Гкал/час и не превышающей 1,5 Гкал/час, а также при установлении платы в случае превышения подключаемой нагрузки 1,5 Гкал/час при наличии технической возможности.

На 2015 год РЭК Свердловской области установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к систем теплоснабжения для 10 организаций. Объем инвестиций составил всего 500 млн рублей.

Концессионное соглашение

Совершенно новый источник финансирования инвестиций – это концессионное соглашение.

В инвестиционной программе регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Данный источник необходимо развивать. При установлении долгосрочных тарифов концессионер через регулируемые тарифы может гарантированно получить средства на инвестиции. Мы готовы работать с муниципалитетами по согласованию конкурсной документации.

Есть и запирающие факторы

На текущую дату основной проблемой в части привлечения инвестиций в данную сферу является отсутствие в действующем законодательстве механизма возврата инвестору фактически затраченных средств через регулируемые тарифы. Сегодня инвестиционная программа в сфере теплоснабжения – это мероприятия, планируемые к реализации.  С учетом того, что строительство котельной это мероприятие которые требует значительных затрат, организации необходимо несколько лет аккумулировать средства, учтенные в тарифах. Таким образом, строительство котельной откладывается на несколько лет, пока организация не накопит средства. Есть инвесторы, которые готовы сегодня построить котельную и ежегодно, за счет регулируемых тарифов, эти средства «отбивать». Но пока «новое» постановление      № 410 не дает уполномоченным органам законодательной возможности включать эти инвестиции и осуществлять возврат инвестору через регулируемый тариф.

Вторая проблема это ограничение величины инвестиций в тарифах. Регулятору необходимо дать возможность самостоятельно определять величину инвестиций с учетом, допустим, сокращения расходов по другим статьям затрат.

Но пока регулируемым организациям экономически нецелесообразно сокращать расходы, потому что механизм, который бы оставлял за организацией средства, которые она сэкономила за счет внедрения каких-то энергосберегающих технологий, законодательно так же не закреплен.

При использовании материала ссылка на журнал «Промышленность. Энергетика. ЖКХ» обязательна
фото из архива www.gkx.ru

Постоянный рост коммунальных платежей, а также добавившиеся в последнее время взносы на капремонт многоквартирных домов заставляют собственников всерьез задуматься об оптимизации потребления энергоресурсов.  Реальный выход из ситуации – модернизация внутридомовых инженерных сетей, перевод неэффективного жилого фонда на индивидуальные системы отопления.

Внутридомовые сети нужно доводить до ума за счет собственников. К участию в этом процессе можно привлекать и инвесторов через реализацию энергосервисных контрактов. Вопрос пока недостаточно проработан, однако отдельные положительные примеры в этом направлении уже есть.

P1070810

Обсуждению этих непростых вопросов был посвящен круглый стол «Энергосервисный контракт как способ модернизации  инженерных систем МКД. Оптимизация потребления энергоресурсов», состоявшийся 27 мая в рамках форума «Инновации в энергосбережение». Модератором заседания был директор НП «Жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области» Вячеслав ПРАКИН.

«Предлагаемая для обсуждения тема касается каждого из нас, – заявил модератор, открывая мероприятие. – Содержать многоквартирный дом (МКД) становится все дороже. Кроме оплаты коммунальных услуг, на плечи собственников ложится обязанность проведения модернизации и капитального  ремонта всего дома».

Как решить эти задачи в условиях тотального дефицита финансовых средств?

Установить приборы учета – обязанность жильцов

О некоторых правовых аспектах проведения капитального ремонта общего имущества МКД рассказала главный специалист отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Светлана Артюшенко.

P1070804

Основное внимание в своем выступлении представитель ведомства посвятила вопросу установки общедомовых приборов учета. Так, в первоначальной редакции Жилищного кодекса РФ (ст. № 166) установка узлов учета включалась в перечень работ по капремонту МКД. Но через год в закон были внесены изменения, и этот вид работ был исключен, поскольку в соответствии с федеральным законом  261-ФЗ установка  общедомовых приборов учета – обязанность собственников, которая должна была быть выполнена  до 1 июля 2012 года.

Работы по установке приборов учета могли быть заложены как дополнительные виды работ в законе Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ о проведении капремонта. Однако региональное министерство заняло жесткую позицию: собственники обязаны это сделать за счет дополнительно собранных взносов. То есть в рамках областного закона, в рамках долгосрочной региональной программы о капремонте до 2044 года никаких средств и никаких видов работ, связанных с энергосбережением, установкой приборов учета, к сожалению, не предусмотрено. Установка узлов учета не является на сегодняшний день обязательной в рамках программы по капремонту МКД, но обязанность, предусмотренная  федеральным законом 261-ФЗ, не снята. В любом случае устанавливать приборы учета необходимо.

Светлана Артюшенко ответила на многочисленные вопросы участников круглого стола. В основном слушателей волновали проблемы, связанные с реализацией капитального ремонта МКД, модернизацией и содержанием жилого фонда.

Какой заключить контракт, решат собственники

P1070811

Об опыте реализации энергосервисных контрактов рассказала руководитель управления продаж дополнительных видов товаров и услуг свердловского филиала ОАО «Энергосбыт–Плюс» Елена Абрамова. «Для начала мы выезжаем на объект и выполняем энергообследование дома, чтобы предложить какое-то конкретное решение», – сообщила она. Как правило, управляющая компания либо ТСЖ знают, чего хотят.

Под реализацию энергосервисного контракта подходят энергоэффективные мероприятия  со сроком окупаемости до 5 лет, в существующих реалиях их не так много. Можно заключить оптимизационный контракт, договор с отсрочкой либо рассрочкой платежей. Непременное условие работы с управляющими компаниями и ТСЖ – наличие решения собственников, оформленного протоколом.

Энергосбережение без особых затрат? Это реально!

P1070816

Примечателен опыт реализации мер, направленных на достижение энергоэффективности жилых домов, осуществляемых одной из крупных управляющих компаний Екатеринбурга – ООО «УК ЖКХ Октябрьского района», которая занимается поиском возмож­ностей применения современных технологических решений по снижению энергозатрат и приведению домов, находящихся в управлении, к оп­тимальному потреблению энергоресурсов.

Директор по развитию ООО «УК ЖКХ Октябрьского района» Лидия Савина рассказала о том, как специалисты компании, используя свои профессиональные знания и навыки, успешно занимаются практиче­ским внедрением энергоэффективного оборудования. Выигрывают от этого прежде всего жители, получая в результате модернизации внутридомовых инженерных систем более комфортные условия проживания и ощути­мую экономию средств.

Подробно с докладом директора по развитию ООО «УК ЖКХ Октябрьского района» Лидии Савиной можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Модернизация через экономию

P1070818

Опытом применения энергосервисного контракта в многоквартирном доме по адресу г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, 74, корп. 1 поделилась председатель Совета дома, член Общественного совета при Министерстве энергетики и ЖКХ СО Галина Хорошавина.

В рамках программы 185-ФЗ в доме 74, корп. 1, по улице Народной Воли была утеплена крыша, почищен подвал, заменены все теплосети со всеми вентилями. Правда, в доме на тот момент уже стоял УКУТ (узел коллективного учета тепла) и общедомовые счетчики. За три года после проведения всех этих мероприятий выяснилось, что только на тепле было сэкономлено 1 млн. 113 тысяч рублей.

В результате недавней замены светильников экономия на электричестве составляет 823 киловатта в месяц. Кроме того,  в доме  теперь практически нет общедомовых расходов электроэнергии.

По итогам 2014 года, экономия по теплу составила 200 тыс. рублей. «В результате на собственные деньги мы заключили энергосервисный договор, – сообщила Галина Хорошавина. – Подрядная организация провела энергоаудит дома и предложила установить САРТ (систему автоматического регулирования температур). Несложные подсчеты показали, что теперь теплоснабжение трехкомнатной квартиры в доме будет обходиться на 20% дешевле».

«Вот, что такое экономия!» – заключила председатель Совета дома, предложив присутствующим даже предоставить все расчеты экономии по дому.

Теплоэнергосбережение: реальная экономия

P1070824

Компания «Синтур-НТ» может выполнить полный комплекс работ по установке и сервисному обслуживанию системы ав­томатического учета тепла на условиях энергосервисного контракта. Директор компании Петр Ручкин подробно рассказал о реальной экономии энергоресурсов  с помощью поставляемого компанией оборудования. Примерный срок окупаемости вложенных средств – от 2 до 5 месяцев отопительного сезона

(Подробнее о продукции предприятия)

Предложение НПП «ЭЛЕКОМ» – контракт на установку оборудования в рассрочку с определением расчетного энергосервисного эффекта экономии, о котором сообщил присутствующим в своем выступлении генеральный директор компании Алексей Неплохов.

P1070825

Автоматизированный тепловой пункт максимально хорош на вновь строящихся объектах. Его установка не слишком влияет на стоимость строительства. А на объектах модернизируемых, это дорогое удовольствие, это одноразовые мгновенные затраты во всей сумме. Поэтому мы предлагаем модульный подход к решению задач. То есть, тот же индивидуальный тепловой пункт, на самом деле состоит из трех модулей: модуль учета, модуль регулирования и модуль теплообмена. Все эти три модуля мы сегодня и производим. Поэтому можно решать задачи последовательно, не вкладывая сразу больших денег.

Средняя стоимость одного модуля индивидуального теплового пункта (ИТП) сегодня составляет около 260 тыс. рублей. Экономия от установки по бюджетным, общественным зданиям составляет порядка 30%,  по жилым домам – порядка 15–20% в месяц. Таким образом, срок окупаемости затрат не превысит одного отопительного сезона. Цена вопроса для жителей 100-квартирного дома – 300 рублей в месяц.  

В систему энергосбережения нужно включить интересы УК

Важность систем внутридомового учета в нынешних условиях отметил специалист по стратегическому развитию ООО «Крейт» Александр Пирогов.

P1070836

За 24 года профессиональной деятельности предприятие прошло путь от разработки, производства, внедрения в промышленность энергоэффективного оборудования до постижения истин экономичного управления ресурсами. Поэтапность в решении задач, аналитический подход к информации, составление баланса по всем сферам энергозатрат и доскональное изучение их статистики делают технологии предприятия незаменимыми  в реализации крупнейших энергетических проектов.

 

Сегодня сфера жилищно-коммунального хозяйства переходит на новый, хочется надеяться, лучший виток развития. Необходимость кардинальных изменений – модернизация и техническое перевооружение, укрепление кадрового состава отрасли, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и т.д. – назрела давно и очевидна всем: от представителей власти, ресурсоснабжающих организаций, руководителей УК до обычных жителей многоквартирных домов. Для реализации намеченных планов по «перестройке» сферы ЖКХ важно применять и использовать уже наработанные и только обретающие жизнь механизмы – современные технологии, возможности государственно-частного партнерства, государственные гарантии для инвесторов, опыт реализации успешных пилотных проектов, потенциал энергосервисных услуг, лицензирование УК, комплексные подходы к решению актуальных задач.

Проблемы, которые сегодня существуют в сфере жилищно-коммунального хозяйства, настолько глобальны, что очевиден недостаток средств на их решение у тех компаний, которые управляют жилфондом, объектами коммунальной инфраструктуры. Вопрос этот остро касается также и других звеньев одной цепи: от жителей, собственников, от потребителей до поставщиков ресурсов.

Государственная жилищная инспекция Свердловской области является специализированным надзорным органом, действующим в рамках жилищного законодательства. С введением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в значительной мере возрастают как полномочия ведомства, так и степень его ответственности за качество осуществляемых процессов.

К управлению городским хозяйством сегодня в условиях интенсивного развития новых технологий предъявляются все более высокие требования. Наиболее ответственным является период подготовки всех ресурсоснабжающих городских систем к самому суровому времени года – зиме.

В условиях реформирования отрасли ЖКХ обеспечить высокие стандарты качества жилищно-коммунальных услуг без зрелых и грамотных специалистов практически невозможно. При этом дефицит профессионалов различных специальностей, нехватка высококвалифицированных менеджеров, способных принимать компетентные инженерные и управленческие решения, является одной из самых острых и болезненных проблем в этой сфере. Возможности создания системы подготовки кадров в сфере ЖКХ на региональном уровне обсуждали эксперты отрасли на круглом столе «Актуальные вопросы формирования кадрового потенциала в жилищно-коммунальном хозяйстве»

Вопросы решения проблем водоснабжения региона с каждым годом становятся все острее. В геометрической прогрессии нарастает процент изношенности. Власти требуют системных улучшений в этой сфере. Именно на это будет нацелена единая долгосрочная политика, которая объединит во взаимосвязанный документ уже действующие целевые программы, направленные на улучшение экологического здоровья на Среднем Урале. Безусловно, одним из главных факторов на пути к чистой воде станут надежные технологии водоснабжения и долговечные, экологически чистые материалы.

Страницы: 12


Связаться с нами

© «ЖКХ.ру» — ЖКХ в Свердловской области, 2004-2014 гг.

620075, Екатеринбург, ул. Бажова, 79, тел.: (343) 287-31-50, 287-34-60, 287-34-65

Сайт разработан совместно с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области и Комитетом по энергетике СОСПП