Сергей СЫСКОВ, 

начальник управления развития рынка газа АО «Уралсевергаз», к.т.н.

_2767

Отопительный сезон 2015 – 1016 годов заканчивается, начинается подготовка к новому. Наступает пора планировать ремонтные работы.

Хорошим подспорьем этому должны стать схемы теплоснабжения, которые на сегодня разработаны в большинстве муниципалитетов. Исключение – Нижний Тагил (схема не принята, но работы по наладке сетей ведутся), Артемовский, Алапаевск.

Кто в муниципалитетах реально использует схемы, за которые были заплачены бюджетные деньги? Или, кто хотя бы имеет такую возможность? – в большинстве муниципалитетов нет ключей для работы в электронных программах. У кого есть специалисты, которые умеют работать в этих программах? Проблема. Деньги потрачены – результат не виден. Надо доводить эту работу до логического завершения.

Концептуальные моменты.

Логично предположить, что разрабатываемые схемы теплоснабжения должны быть направлены по повышение надежности и качества теплоснабжения, повышения доступности стоимости коммунальных услуг, связанных с производством  тепла. Как минимум, принимаемые схемы должны не противоречить основным принципам развития теплоснабжения в Российской федерации.

Один из таких принципов – развитие комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

Что происходит сегодня в Свердловской области?

Крупные промышленные центры уходят от комбинированной выработки тепловой и электрической энергии (Серов раньше получал тепловую энергию от ГРЭС, потом отказался, тепловая сеть в металлоломе. Та же участь постигла тепловую сеть, поставляющей тепло в Новоуральск от Верхнетагильской ГРЭС. В  Екатеринбурге строятся мощные котельные до 180 МВт без когенерации, а в Среднеуральске, в городе с самой большой тепловой  мощностью в области — СУГРЭС новые дома строятся преимущественно с крышными котельными.

Я не понимаю. Или Основные принципы в стране у нас не правильно были обозначены или мы в области что-то не то делаем. Это серьезный  вопрос и об этом следует сильно подумать при принятии Программ развития энергетики, согласования Схем теплоснабжения.

В определенной мере область в лице министерства энергетики и ЖКХ отстранилась от рассмотрения Схем теплоснабжения муниципалитетов. В общем-то, по закону это и не требовалось. Но сегодня мы стоим перед фактом, что в том или ином муниципалитете предприятия отказываются от теплоснабжения населения, социальной сферы и необходимо изыскивать бюджетные средства для строительства новых котельных.

Может, слишком резко, но по большому счету политика развития теплоснабжения в Свердловской области не направлена на достижение тех целей, которые были продекларированы в федеральном законе «О теплоснабжении». Надо все-таки вернуться к принятым в муниципалоитетах Схемам теплоснабжения, проанализировать их, довести до ума и использовать, как в повседневной работе, так и реализации долгосрочных программ развития муниципалитетов и коммунальной энергетики области. Лучше, если это будет сделано с участием профильного министерства, может, в рамках работы коллегии, техсовета или пр.

Практические моменты. Что мы имеем?

Первое и самое главное (на мой взгляд). В большинстве муниципалитетов в основу расчетов схем телоснабжения положены не корректные исходные данные – тепловые нагрузки по объектам. Это системная ошибка, которая ставит под сомнение достоверность всей расчетной работы.Отмечу, что объемы полезного отпуска, принимаемые в схеме теплоснабжения должны являться основой при подготовке тарифных решений. По данным РЭК Свердловской области только два муниципалитета при расчете тарифов используют данных по схемам теплоснабжения. А тарифная компания начинается.Электронная модель – это инструмент, который позволяет, как минимум, помочь наладить работу системы теплоснабжения. Далее, можно заниматься оптимизацией работы сети. Для наладки лучше использовать не шайбы, а балансировочные клапана. Опыт подобного внедрения есть в Нижнем Тагиле (МУП «Тагилэнерго») и его надо изучать и использовать.

И напоследок. Минэнерго России разместило для общественного обсуждения законопроект о введении специальной административной ответственности за уклонение от обязанности разработать в установленный срок проект схемы теплоснабжения соответствующей территории. Планируется ввести штрафы для глав местных администраций, руководителей ответственных органов городов федерального значения и иных должностных лиц, если проект такой схемы не будет направлен в срок для согласования с федеральными властями.
Такое же наказание последует, если направленный для согласования проект схемы теплоснабжения будет разработан с нарушением установленных правил.