Начальник Управления Госжилинспекции Свердловской области Алексей Россолов ответил на вопросы: Поставит ли закон о лицензировании УК  под вопрос будущее недобросовестных управляющих компаний? Многие ли окажутся в зоне риска в Свердловской области?»РассоловАлексей Россолов осветил три наиболее актуальных вопроса. Первый касается изменений жилищного законодательства, связанных с принятием Федерального закона от 28.06.2014 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Далее начальник Управления ГЖИ рассказал о результатах работы ведомства в первом полугодии 2014 года. Еще один важный вопрос был посвящен предстоящему лицензированию управляющих компаний, закон о котором сегодня принят Госдумой РФ, одобрен Советом Федерации и готов к окончательному подписанию Президентом РФ.

Изменения в  жилищное законодательство
В соответствии с ФЗ-200, существенно расширились полномочия Управления Государственной Жилищной инспекции Свердловской области.
В поле жилищного надзора в полном объеме теперь вошли жилищные кооперативы и непосредственный способ управления многоквартирными домами. Так, Алексей Россолов отметил имеющиеся риски и нецелесообразность перехода на непосредственный способ управления в случае, если количество квартир в многоквартирном доме более 16. После 01.04.2015 г. собственники таких многоквартирных домов, где реализовано право на выбор способа управления в форме непосредственного управления, должны будут принять решение о смене способа управления.
В противном случае это решение примет орган местного самоуправления и определит управляющую организацию по результатам проведения открытого конкурса. Аналогичная участь ожидает так называемые «многоквартирные» товарищества собственников жилья (ТСЖ), в управлении у которых свыше одного дома. До 01.07.2016 ТСЖ должны быть реорганизованы в УК либо разбиться на несколько товариществ с управлением не более одним домом.
Законодательство расширяет возможности инициирования внеплановых проверок без согласования прокуратуры на основании обращений как физических лиц-потребителей, чьи права нарушены, так и органов местного самоуправления, государственной власти, юридических лиц. Расширились также возможности по защите нарушенных прав собственников жилых помещений: от подачи иска в суд по результатам проверок в целях защиты нарушенных прав конкретного собственника, до подачи иска в суд в целях защиты прав неограниченного круга лиц.
По результатам работы в первом полугодии
Сегодня в Свердловской области насчитывается 107 тысяч многоквартирных домов, управление которыми осуществляется: 341 управляющей компанией (УК), 1600 товариществами собственниками жилья (ТСЖ), 291 жилищным и жилищно-строительным кооперативами (ЖСК), 31 муниципальным унитарным предприятием и двумя индивидуальными предпринимателями.
За первое полугодие 2014 года Управлением рассмотрено 14166 обращений граждан и юридических лиц, что составляет 97% от значения данного показателя за аналогичный период 2013 года.
В ходе проведения плановых и внеплановых проверок обследован жилищный фонд площадью 24050,8 тыс. кв.м., выявлено 16975 нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
По результатам проведенных проверок выдано 7854 исполнительных документа по нарушениям в жилищной сфере. Из них актов – 4 617, предписаний – 2 352, протоколов – 885.
Начальником Управления и его заместителями за отчетный период рассмотрено 1010 дел об административных правонарушениях, общая сумма назначенных административных штрафов составила 24910,3 тыс. рублей.
Наибольшее количество нарушений – 12739 – выявлено в части соблюдения норм технической эксплуатации жилищного фонда (75%). Среди них нарушения, касающиеся соблюдения требований содержания придомовых территорий и мест общего пользования многоквартирных домов, внутридомового газового оборудования, требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
На втором месте – 2490 нарушения в части соблюдения обязательных требований по раскрытию информации (14,75%). Как по поступившим обращениям граждан, не имеющих возможности получить информацию о деятельности управляющих организаций, так и по проводимым вне зависимости от наличия обращений мониторингам официальных сайтов и сайта reformagkh.ru, предусмотренного в качестве официального сайта органа исполнительной власти, предназначенного для раскрытия информации.
По фактам нарушений Стандарта раскрытия информации за первое полугодие 2014 года в отношении юридических и должностных лиц составлено 146 протоколов об административных правонарушениях, назначено штрафов на общую сумму 15175 тыс. руб., наказание в виде дисквалификации назначено 8 должностным лицам управляющих организаций.
На третьем месте – 721 (4,33%) нарушения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Выявленная в результате проверочных мероприятий сумма неосновательного обогащения управляющих организаций составила более 15,5 млн. рублей за первое полугодие 2014 года, в 2013 году сумма составила более 80 миллионов рублей.
Лицензирование УК
Введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (лицензирование УК) положительно повлияет на данный сегмент рынка жилищно-коммунального хозяйства, будет способствовать осуществлению данной деятельности на профессиональном уровне, исключит возможность появления на рынке субъектов, не обладающих должной квалификацией, уровнем знаний, и в целом упорядочит деятельность управляющих организаций от начала управления конкретным многоквартирным домом до его прекращения.
Существенную роль в лицензировании управляющих организаций будет играть выше лицензионная комиссия, которая будет осуществлять оценку уровня квалификации как лица, осуществляющего руководство управляющей организацией, так и лица, реализующего функции технического директора, главного инженера и т.п. в соответствии с правилами и порядком, которые будут разработаны Правительством РФ. В настоящий момент из текста закона о введении лицензирования очевидно лишь то, что 1/3 ее членов будут составлять лица из системы общественного жилищного контроля.
На основании решения лицензионной комиссии Управление будет выдавать лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Вместе с тем, проверка достоверности представленных соискателем лицензии документов, а также его фактическое соответствие лицензионным требованиям будет осуществлять именно Управление, равно как и последующий лицензионный контроль. В настоящее время Управление, как и органы регионального государственного жилищного надзора других субъектов Федерации, в ожидании необходимых подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых должно состояться на федеральном уровне.
Необходимо отметить, что законопроектом предусмотрен перечень лицензионных требований, предъявляемых лицензиату (УК):
– регистрация в юрисдикции РФ,
– наличие у руководителя квалификационного аттестата,
– отсутствие неснятой или непогашенной судимости у руководителя,
– соблюдения требований стандарта раскрытия информации и другие.
В преддверии вступления закона о лицензировании в силу Управлением начата работа по проведению масштабного мониторинга сайтов управляющих организаций на предмет соответствия требованиям стандарта раскрытия информации. Информация о результатах мониторинга будет размещаться на официальном сайте Управления ежемесячно.
Отвечая на вопросы журналистов, начальник Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Алексей Россолов сказал о том, что опасения о наступлении коммунального коллапса беспочвенны, все необходимые ресурсы для предоставления качественных услуг населению есть. Государство же в настоящее время реализует главный механизм для этого – обеспечение прозрачности деятельности управляющих компаний.

источник: «Энергетика и ЖКХ Урала» №7 2014 г.