В настоящее время под контролем горного надзора Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) находится 311 организаций горнорудной промышленности (юридических лиц), осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, в том числе 218 организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты, рассказал руководитель Уральского управления Ростехнадзора Вадим ТКАЧЕНКО.

Руководитель Уральского управления Ростехнадзора Вадим Ткаченко

Руководитель Уральского управления Ростехнадзора Вадим Ткаченко

Основные факторы риска: изменений нет

 

Предприятиями эксплуатируется 325 производственных объектов, в том числе 20 подземных рудников, 259 карьеров, 46 обогатительных фабрик.

За 9 месяцев 2015 года инспекторами горного надзора проведено 314 проверок, в том числе 27 плановых и 107 внеплановых (из числа которых 40 по проверке выполнения ранее выданных предписаний), а также 180 мероприятий по контролю в рамках режима постоянного надзора.

В ходе проверок выявлено и предписано к устранению 1010 нарушений. За допущенные нарушения к административной ответственности по линии Ростехнадзора привлечено 89юридических и должностных лиц на общую сумму 3377 тыс. рублей.

За 9 месяцев 2015 года на поднадзорных предприятиях смертельно травмировано 6 человек, за аналогичный период 2014 г – 8. В 2015 году допущено 1 авария, в 2014 году аварий не было.

Наиболее тяжелый по имевшим место последствиям случай в 2015 году допущен в январе 2015 года на шахте «Южная» ОАО «Высокогорский горно-обогатительный комбинат», где в результате аварии (взрыва взрывчатых материалов) пострадало 5 человек, при этом 3 человека погибли и 2 получили легкие травмы, а также произошла утрата взрывчатых материалов. Это единственный случай в первой половине 2015 года.

Обобщенными причинами аварий и несчастных случаев со смертельным исходом явились несоблюдение правил и норм промышленной безопасности непосредственными исполнителями работ, слабый контроль со стороны ответственных лиц за технологическими процессами и несоблюдение производственной и технологической дисциплины на всех уровнях выполнения работ.

На сегодняшний день на поднадзорных Управлению предприятиях горнорудной промышленности сохраняются основные проблемы и факторы риска, оказывающие негативное влияние на состояние промышленной безопасности ОПО. Это высокая степень износа основных производственных фондов, особенно технических устройств (оборудования), низкий уровень технологической и производственной дисциплины, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточный уровень подготовки специалистов и производственного персонала и т.д.

 

Нормативно-правовая база: обновления и перспективы

 

Правовое регулирование в области промышленной безопасностиосуществляется федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента России, нормативными правовыми актами Правительства РФ, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Согласно действующему законодательству Ростехнадзор осуществляет постоянный надзор в соответствии с графиком и плановые проверки на объектах I и II класса опасности (не чаще одного раза в год), а также на объектах III класса опасности (не чаще одного раза в три года). В отношении производственных объектов IV класса опасности плановые проверки теперь не проводятся (в частности, в эту группу попали предприятия, занимающиеся геологоразведочными работами).

Федеральные нормы и правила, а также новая редакция федерального закона № 116 от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» исключили из сферы нашего контроля все россыпные месторождения и добычу общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ.

В соответствии с «Правилами подготовки и оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №770 от 29 июля 2015 года горноотводная документация оформляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. В их ведении находятся вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков местного значения (общераспространенные полезные ископаемые без применения буровзрывных работ).

Для совершенствования нормативно-правовой базы введены в действия федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.

«Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» заменили собой следующие утратившие силу документы:

  • Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом,
  • Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом,
  • Единые правила безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах» исключили сразу 6 документов:

  • Единые правила безопасности при взрывных работах,
  • Положение о порядке подготовки и проверки знаний персонала для взрывных работ,

– Положение о порядке предоставления права руководства горными и взрывными работами в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России,

– Правила устройства и безопасной эксплуатации пунктов производства и механизированной подготовки к применению взрывчатых веществ в организациях, ведущих взрывные работы,

– Инструкция по предупреждению, обнаружению и ликвидации отказавших зарядов взрывчатых веществ на земной поверхности и в подземных выработках,

– Инструкция по безопасности работ при пневматическом заряжании гранулированных взрывчатых веществ в подземных выработках шахт и рудников.

Кроме того, действует три Технических регламента Таможенного союза:

– «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 41 от 2 июля 2013 года).

– «О безопасности машин и оборудования» (Решение Комиссии Таможенного союза № 823 от 18 октября 2011 года).

– «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 57от 20 июля 2012 года).

В плане нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2016 год предусматривается разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации:

– постановления Правительства Российской Федерации № 770 от 29 июля 2015 года «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода»;

– постановления Правительства Российской Федерации № 814 от 6августа 2015 года «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых».

Все перечисленные документы направлены на совершенствование государственного надзора в области промышленной безопасности и должны применяться в полном объеме.