Сергей СЫСКОВ, начальник управления развития рынка газа ЗАО «Уралсевергаз». Если мы хотим иметь качественные и стабильные услуги, то должны периодически задумываться о том, насколько финансово благополучны те предприятия, которым мы доверили столь важную функцию – теплоснабжение.Большинство теплоснабжающих предприятий Свердловской области сегодня находятся в Сысков b Буданов mсостоянии, близком к банкротству, или, как минимум, периодически участвуют в арбит-ражных разбирательствах, связанных с оплатой долгов за газ, электроэнергию и пр. Их финансовое благополучие оставляет желать лучшего. Рассмотрим эту проблему тепло-снабжающих предприятий через призму организации учета тепловой энергии в жилищном секторе и взаимоотношений между участниками процесса теплоснабжения сегодня и на ближайшую перспективу.

Характерной особенностью нашего времени является массовая установка приборов учета тепловой энергии в жилищном секторе. Это требование федерального закона, цивилизованное выстраивание взаимоотношений между продавцом и покупателем: сколько потребил – за столько и платишь. Но сегодня обязательный учет тепловой энергии касается не всех потребителей. Согласно положениям ФЗ-261 «Об энергосбережении и…» в домах с тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал в час установка приборов учета тепла не является обязательной. Данной отопительной нагрузке соответствуют, как правило, дома с числом этажей не более 2-х и с общей площадью отапливаемых помещений до 2000 м2.

Средняя по области величина отопительной нагрузки – 0,228 Гкал/м2 в год. При этом 3-этажкаодноэтажные дома в Свердловской области имеют расчетную отопительную нагрузку 0,394 Гкал/м2, что в 1,73 раза больше среднего норматива по области. По двухэтажным домам удельная отопительная характеристика равна 0,365 Гкал/м2, что в 1,6 раза больше средней величины. В многоэтажных домах картина обратная – удельные расходы тепловой энергии существенно меньше среднего показателя. В большинстве муниципалитетов Свердловской области нормативы на отопление не дифференцированы по этажности – приняты средние показатели.

Теперь, что касается взаимоотношений сторон при организации теплоснабжения населения. С одной стороны, мы имеем теплоснабжающую организацию (ТСО), с другой стороны, у нас есть частные лица, проживающие в индивидуальных домах, и управляющие компании (УК), выступающие стороной по договору с ТСО и представляющие интересы жителей, проживающих в многоэтажных домах.

Жители, проживающие в одноэтажных домах, имеют прямые договоры с теплоснабжающими предприятиями. Малоэтажные дома, как правило, не оборудованы приборами учета тепловой энергии. Жители в этом не заинтересованы, т.к. актирование объемов тепла, выставление счетов за отопление производится на один отапливаемый квадратный метр – по нормативам, которые в 1,73 раза ниже фактических объемов потребления тепла малоэтажными домами. Возникает разница между фактически отпущенным и оплаченным объемом тепловой энергии. В Свердловской области теплоснабжающие предприятия при отоплении частного жилфонда недополучают по этой причине порядка 960 млн. руб. в год, что составляет в среднем 3,7% от общей стоимости тепловой энергии, а в отдельных муниципалитетах эта величина доходит до 20%. При этом мы понимаем, что при теплоснабжении частного сектора имеет место существенный неорганизованный водоразбор, повышенные потери в тепловых сетях. Все это крайне негативно сказывается на экономике теплоснабжающих предприятий.

Немногим лучше складывается ситуация с отоплением двухэтажных домов. Нераспреде-ленные объемы тепловой энергии в данном секторе в целом по области могут составить до 2 млрд. руб. в год. А это уже существенные потери и это одна из самых основных причин формирования убытков, которые не компенсируются ни тарифами, ни субсидиями из бюджета, поскольку данный сектор жилья практически не оборудован приборами учета. Население в малоэтажных домах не заинтересовано устанавливать приборы учета тепловой энергии, равно, как и управляющие компании, обслуживающие дома с числом этажей не более 2-3. Нет заинтересованных, нет обязательных норм по закону – в этой ситуации в данном секторе учета тепловой энергии ожидать не стоит.

В секторе многоэтажного жилья картина абсолютно противоположная. Многоэтажные дома фактически потребляют тепловой энергии меньше, чем это предусмотрено усредненными по муниципалитетам нормативами на отопление, и управляющие компании с большим удовольствием устанавливают приборы учета тепла. Сам факт, что большинство многоэтажных домов в Свердловской области уже оборудовано приборами учета тепловой энергии, говорит о наличии интереса, как минимум, одной из сторон процесса тепло-снабжения, а именно управляющих компаний. Надо отдать должное УК, которые берут на себя обязанности по обслуживанию средств измерений, что само по себе не так просто, но за деньги тех же жителей, которые не всегда знают, что они платят и за это, – вполне реальная работа.

Вот такая разнородная картина получается в наших городах: одни управляющие компании обслуживают многоэтажный жилищный фонд, и у них все нормально с экономикой в части теплоснабжения, а у других УК – менее благополучный малоэтажный жилфонд, и управляющие компании имеют плановые убытки. Есть еще и частный жилфонд, который потребляет больше, чем оплачивает. Вследствие всего этого теплоснабжающие компании не могут свести баланс производства и распределения тепловой энергии и имеют плановые убытки, которые приводят к банкротству предприятий теплоснабжения.

В отдельных городах Свердловской области сложилась ситуация, когда жители в многоэтаж¬ных домах самостоятельно стали устанавливать в своих квартирах газовые котлы, отключаться от системы центрального отопления и не платить за данную услугу. При этом транзитные стояки в квартирах остались (а они также отдают тепло), отопление мест общего пользования в домах осталось (подъезды, лиф¬товые помещения), отопление ванных комнат за счет циркуляции горячего водоснабжения сохранилось. С отключением отдельных квартир никто не производил перенастройку гидравлики системы отопления по стоякам в доме, не пересчитывал и не менял отопительные приборы. Фактически дом как потреблял тепловую энергию, так и продолжает ее потреблять практически в том же объеме, но жители не платят за услуги отопления (и горячего водоснабжения тоже). В итоге эти выпадающие доходы теплоснабжающих предприятий из года в год формируют убытки.

Любой специалист в области теплоснабжения с ходу может назвать несколько причин, которые приводят к перерасходу или нерациональному расходу тепла. Это и нарушения гидравлических режимов, приводящие к перетопам в отдельных строениях, и проблемы с поддержанием температуры горячего водоснабжения в открытых системах в переходные периоды. Все в итоге сведется к одному фактору: в большинстве наших домов температура внутри помещений выше 20°С, т.е. выше нормативной по Свердловской области, за которую мы платим коммунальные плате¬жи. Мы же давно привыкли к 23-25 градусам в квартирах и меньше нас не устраивает. Нам не комфортно при 27-28 градусах, когда в конце отопительного сезона наши дома перетапливают, но мы ничего не можем сделать – системы регулирования в наших домах не предусмотрены. При наличии учета тепловой энергии жители, скорее всего, будут оплачивать объемы поставленного тепла, пусть даже несколько больше нормативных значений. При отсутствии же учета все перетопы выльются в конечном итоге в финансовые потери для предприятий теплоснабжения.

Сделаем примерную оценку стоимости перетопов в целом для Свердловской области. При годовом отпуске тепловой энергии на весь жилфонд в объеме примерно 22,3 млн. Гкал цена перетопа на один градус составит порядка 480 млн. руб., на пять градусов – 2,4 млрд. руб. Это очень приблизительно, но показательно то, что даже один градус стоит достаточно дорого и при регулировании в пределах плюс-минус 3% можно реально сэкономить или потерять. При этом цена перетопов все равно будет меньше нераспределенных объемов тепловой энергии, связанных с некорректным актированием объемов тепловой энергии по усредненным в муниципалитетах нормативам.

Организация учета тепловой энергии – процесс очень непростой. При отсутствии заинтересованной стороны все старания и существенные средства на установку приборов учета в домах могут быть утрачены. Население вряд ли сможет самостоятельно организовать систему учета тепла. Это под силу теплоснабжающим компаниям или специализированным организациям – биллинговым компаниям, которые могут на себя взять функции учета тепловой энергии и содержания приборного парка. Последнее следует организовать в муниципалитетах или, как минимум, содействовать и не мешать этому процессу.

Необходимо создать мотивацию, заинтересованность в учете тепловой энергии для всех участников процесса теплоснабжения и пересмотреть несколько принципиальных положений. На законодательном уровне следует ввести обязательства по организации учета для всех без ограничения потребителей. Одновременно необходимо перейти на введение дифференцированных по этажности нормативов на отопление, как это и предусмотрено соответствующими решениями Правительства РФ (постановление от 23.05.2006 г. № 306) – это позволит в значительной мере избежать убытков теплоснабжающих предприятий.

В отношении малоэтажного жилья считаем целесообразным реализовать с участием государства программу по переводу малоэтажных домов с централизованного теплоснабжения на индивидуальное газовое отопление. Это позволит предприятиям теплоснабжения существенно сократить потери, связанные с работой в данном секторе, а жители в итоге получат услуги более высокого качества за меньшие деньги.

При перепечатке, ссылка на журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» обязательна
фото: из архива журнала «Энергетика и ЖКХ Урала»