Один из перспективных путей сокращения выбросов в окружающую среду - расширение использования газомоторного топлива.

Александр Амирагян, ведущий советник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при Правительстве РФ.

7285

Компримированный природный газ (КПГ) имеет ряд преимуществ перед бензином и дизельным топливом (прежде всего более низкая цена и меньший вред окружающей среде), что должно позволить нарастить его потребление, особенно на общественном транспорте. Кроме неразвитости автозаправочной инфраструктуры основной преградой для расширения потребления КПГ является высокая стоимость газомоторного автотранспорта и оборудования для установки на бензиновые (дизельные) автомобили. Для развития отрасли необходимо активное участие всех сторон – нефтегазовые компании строят автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), государство через региональные власти субсидирует закупку общественного газомоторного автотранспорта, а автопроизводители расширяют перечень выпускаемой продукции, работающей на КПГ.

Прошло уже более трех лет с начала активной государственной поддержки рынка газомоторного топлива в России. За это время отменено регулирование верхнего уровня розничных цен на газовое топливо, реализуется программа по закупке газомоторного автотранспорта и техники для ЖКХ в крупных городах, в рамках которой регионам ежегодно выделяются федеральные субсидии.

Однако видимых результатов эти меры в нормативном регулировании отрасли пока не принесли.

Нынешний уровень загрузки АГНКС показывает, что они используются на 20–30% от максимальных показателей, то есть потребители не пользуются возможностью перейти на более экономичное топливо.

Но повод для оптимизма есть…

Важную роль в активизации действий по стимулированию рынка газомоторного топлива сыграло совещание под председательством Президента РФ Владимира Путина в мае 2013 года, по итогам которого был выпущен ряд распоряжений. В июне 2013 года установлены целевые показатели на 2020 год по частичному замещению в крупных городах (свыше 100 тыс. человек) общественного транспорта и техники для ЖКХ транспортом на газомоторном топливе.

Активизировались и нефтегазовые компании. «Газпром», основной владелец действующих АГНКС в России, создал дочернее предприятие «Газпром газомоторное топливо», которое является оператором проектов в данной сфере. «Роснефть» также начала реализацию проектов по строительству заправочных станций. Обе компании заключили соглашения с несколькими десятками регионов о сотрудничестве в сфере развития газомоторной инфраструктуры, и в 2015–2016 годах они планируют ввести в строй несколько десятков АГНКС.

Минэнерго России стало ответственным за выполнение целевых показателей. На федеральные субсидии Минпромторга России – в 2014 и 2015 годах 3,8 и 3,0 млрд рублей соответственно – было закуплено почти 4 тыс. единиц газомоторного автотранспорта. Основными получателями средств стали регионы Приволжского и Северо-Кавказского ФО, а в 2015 году к ним добавился Крымский ФО. На 2016 год объем финансирования, по данным Минпромторга России, планируется в размере около 3 млрд рублей. В настоящее время сложно оценить эффективность этих субсидий, которая должна выражаться в экономии автотранспортных хозяйств и местных бюджетов, так как отсутствуют оценочные данные, в том числе по приросту потребления газового топлива.

Одной из преград в развитии газозаправочной инфраструктуры является статус АГНКС, которые относятся к категории опасных производственных объектов (ОПО). Это требует получения специальных лицензий для их строительства и предполагает жесткие требования к их расположению и условиям работы. В начале 2015 года разработан законопроект об исключении АГНКС из категории ОПО (АЗС жидкого моторного топлива были выведены из этой категории в 2011 году), что позволит избежать лишних финансовых и временных затрат при реализации проектов. 

Прогнозы по росту российского рынка КПГ: сильный разброс

В России существуют разные оценки и плановые прогнозы по росту рынка КПГ.

В 2013 году компания «Газпром газомоторное топливо» объявила о перспективах высокого роста потребления КПГ в стране – в 25 раз за 2013-2020 годы (с 0,4 млрд куб. м в 2013 году до 10,4 млрд куб. м в 2020 году). Фактические результаты потребления за 2014 и 2015 годы показали, что данный прогноз компании оказался слишком оптимистичным. Так, потребление в 2015 году оценивается на уровне 0,5 млрд куб. м, что почти в 3 раза ниже прогноза «Газпрома». В 2015 году компания значительно снизила оценку потенциального спроса на КПГ в стране – в 2020 году прогноз снижен с 10,4 млрд куб. м до 2,6 млрд куб. м, а к 2023 году предполагается потребление всего 4,1 млрд куб. м. Существенный пересмотр планов может быть вызван снижением инвестиционной активности компаний (производителей инфраструктуры и потребителей газа) в связи с ухудшением общеэкономической ситуации в 2014–2015 годах, а также излишней амбициозностью планов 2013 года.

Прогноз Минэнерго России предполагают рост потребления КПГ в России за 2015–2020 годы менее чем в 5 раз.

Влияние на развитие ГМТ-сектора имеет фактор цен на КПГ. До 2015 года в России цены на КПГ регулировались государством путем ограничения ее верхнего предела в размере не более 50% цены на бензин А-72. Данное ограничение, по мнению участников рынка, являлось существенным тормозом для развития отрасли, прежде всего для активизации строительства АГНКС. В связи с этим в апреле 2015 года      Правительство России отменило данное требование, и розничные цены на КПГ теперь устанавливаются в соответствии с рыночными принципами. Отметим, что отмена регулирования в целом должна подстегнуть потенциальных производителей к вложениям в отрасль, однако при этом существует риск того, что в случае роста внутренних цен на газ также увеличатся цены на КПГ, что может снизить его конкурентное преимущество перед бензином и дизелем.