Проблемы в сфере жизнеобеспечения страны во многом обусловлены кризисом в ЖКХ. Выходом из кризиса могут стать законодательные решения, принятые как на федеральном, так и на областном уровнях.  Георгий РЕЗВОВ, профессор кафедры сервисной экономики УрГЭУ.
Системность кризиса

resvov mСовременное положение дел в сфере жизнеобеспечения населения России не удовлетворяет ни само население, ни законодательную и исполнительную власть всех уровней. Это обусловлено системным кризисом в социально ориентированной и регулируемой государством жилищно-коммунальной сфере (ЖКХ), который явился результатом преобразований непрофессиональных реформаторов. В итоге жилищно-коммунальная реформа стала трагедией для собственников жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) и пищей для пиара практически всех российских политических партий, особенно в период проведения предвыборных кампаний.

Постсоветская практика руководства сферой жизнеобеспечения населения сегодня наглядно показывает, что чем меньше квалификация законодателя, тем больше он подвержен тактике создания разовых популистских прожектов. Чиновник же по этим прожектам не может профессионально организовать целенаправленную и планомерную работу. Отсюда и постоянные шатания законодательной и исполнительной власти всех уровней, а не поступательное движение к намеченной цели.

Истоки кризиса – в законодательстве

История постсоветского реформирования жилищно-коммунального хозяйства России luk mначалась с принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». В качестве главной задачи реформы он определил переход отрасли ЖКХ на полную самоокупаемость в течение 5 лет. Непрофессиональный прогноз не оправдался. Реальные доходы граждан в новых условиях якобы рыночной экономики России начали снижаться, а бурный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался болезненным для населения. В связи с этим срок перехода к полной оплате потребляемых населением жилищно-коммунальных услуг законодательно был продлен сначала до 10, а затем и до 15 лет, т. е. до 2008 года.

Именно с этого закона и началась череда ошибок непрофессиональных реформаторов, приведшая к современному системному кризису в жилищно-коммунальной сфере. Так, в 1997 году Указом Президента России была утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, согласно которой основными целями реформирования сектора ЖКХ в экономике страны были объявлены следующие:

• увеличить эффективность эксплуатации жилья;
• улучшить условия проживания населения;
• упрочить жилищные права граждан;
• стабилизировать экономическую ситуацию на предприятиях, сняв с них расходы по содержанию социальной сферы;
• увеличить поступление средств в бюджет всех уровней.

Разработку механизма достижения этих целей федеральная власть переложила на органы местного самоуправления, приняв Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этим задача реформирования и координации функционирования ЖКХ была переложена с федерального и регионального уровней на уровень муниципального образования.

На этом федеральный законодатель не остановился. В декабре 2004 года был принят Жилищный кодекс РФ, совершивший своеобразную революцию в сфере жилищных отношений. Вся полнота владения и пользования жильем, а также тяжесть оплаты услуг в сфере жизнеобеспечения населения, включая затраты на не осуществленный государством и ведомствами до приватизации жилья капитальный ремонт, были переадресованы собственникам помещений МКД, т. е. гражданам России – потребителям жилищно-коммунальных услуг. Органы местного самоуправления, как долевые собственники помещений в многоквартирном доме, уравнялись с владельцами МКД в правах и обязанностях и потеряли всю полноту власти в сфере жилищных отношений. Таким образом, государство и муниципалитеты ушли от социальной ответственности в вопросах ЖКХ.

Окончательный удар по социально ориентированной и регулируемой государством сфере жизнеобеспечения населения реформаторы нанесли, приняв Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Согласно закону с 2011 года в сфере управления МКД не должно было остаться ни одной муниципальной управляющей организации, кроме частных управляющих компаний и товариществ собственников жилья. В сфере производства и предоставления услуг ЖКХ должно было быть менее 20 % предприятий государственной и муниципальной формы собственности. В результате этих реформаторских прожектов именно передача в частные руки социально ориентированной и регулируемой государством сферы жизнеобеспечения населения и привела к системному кризису.

Реформа ЖКХ: «болевые точки»
Каковы же основные проблемы, характеризующие системный кризис в жилищно-21коммунальной сфере? Прежде всего, это несовершенство нормативной правовой базы и, как следствие, увеличение правовых рисков, связанных с фрагментарностью и несовершенством существующего законодательства, а также уменьшение доверия населения к государству и его законодательной власти и увеличение социальной напряженности в обществе.

По данным Министерства регионального развития РФ, за период проведения реформы ЖКХ федеральный законодатель принял 158 федеральных законов и 3224 подзаконных акта, регулирующих общественные отношения в сфере жизнеобеспечения населения нашей страны. Их действия в целом можно охарактеризовать как хаотичные, в которых не может разобраться ни один юрист в России. Не могут разобраться в нем и представители всех уровней власти, включая самих законодателей, прокуратуру и судебные органы, и, естественно, простые граждане – потребители жилищно-коммунальных услуг.

Принятая в ходе реформы ЖКХ нормативная правовая база сферы жизнеобеспечения населения нисколько не способствовала оздоровлению жилищно-коммунального сектора экономики России. Напротив, она вносила хаос, являясь источником всевозможных злоупотреблений и прожектерства. Именно поэтому данная проблема требует первоочередного и неотложного решения. И это решение возможно только на федеральном уровне. Сложность связана с отсутствием профессионалов в сфере создания нормативной правовой базы по вопросам жизнеобеспечения населения России в современных политических, правовых и экономических условиях. Это по большому счету и является сегодня основной причиной трагедии российских собственников жилых помещений МКД.

Также необходимо отметить высокий уровень бюрократии и низкую социальную ответственность государства и муниципалитетов, их законодательной и исполнительнойopress m avaria m власти и, как следствие, увеличение политических и экономических рисков, связанных с особенностями реформирования и управления сферой жизнеобеспечения населения. Это, в первую очередь, наличие противоречия между необходимостью коренной реконструкции и модернизации жилищно-коммунального хозяйства и отсутствием должной финансовой поддержки в решении этой проблемы со стороны государства и муниципалитетов. Еще одна причина – технические риски, связанные с высоким уровнем морального и технического износа оборудования и сетей, неисправностью устаревшего оборудования, неэффективной организацией производственной деятельности, а также отсутствием заинтересованности в проведении энергоэффективных мероприятий и внедрении инноваций в процесс управления жилой недвижимостью, производства и предоставления населению услуг ЖКХ.

Не менее важной проблемой является отсутствие цивилизованной конкурентной среды в управлении, содержании и ремонте многоквартирных домов, цивилизованного механизма разрешения спорных вопросов оплаты фактически потребленных жилищно-коммунальных услуг и эффективного механизма, обеспечивающего полноценную защиту прав и законных интересов конечных потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Одной из главных нерешенных задач жилищно-коммунальной реформы остается разграничение функций собственника, заказчика и подрядчика. Это бы позволило создать условия для формирования конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищного фонда. У собственников жилья могла бы появиться возможность выбрать организацию, которая способна обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.

Волевая замена властью муниципальных форм на частные формы управления жилой недвижимостью при отсутствии реальной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг привела к ликвидации управляемости сферы жизнеобеспечения населения на всех уровнях властных структур. В результате сначала власть, а затем и современный российский бизнес переложили ответственность за социально значимую деятельность на этом рынке на собственников – потребителей услуг ЖКХ. Частные управляющие организации стали заказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, реализовывать эти услуги, оценивать их качество и стоимость, а также оплачивать якобы выполненные работы. И все это происходит при виртуальном контроле со стороны государства, муниципалитетов и собственников помещений в многоквартирном доме.

В то же время отсутствие государственной системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих и специалистов экономического и технического профиля обусловили низкий уровень оперативного управления сферой ЖКХ, сопровождающего ежедневную деятельность частных операторов.

Продолжение статьи читайте в журнале «Энергетика и ЖКХ Урала» №11