Челябинская область обеспечивает значительный российский объем металлопроката, трубной продукции, строительной техники. Область энергоизбыточна, покрывает свои потребности  и даже потребности соседних регионов в строительных материалах и конструкциях. В связи с этим для нас сегодня как никогда актуальны вопросы региональной и федеральной поддержки строительной отрасли. Виктор ТУПИКИН, министр строительства и инфраструктуры Челябинской области

Виктор Тупикин, фото - Анна Шольц (3)

Максимум пройден. Что дальше?

В Челябинской области, начиная с 2010 года, ежегодно вводится в  эксплуатацию более 1 млн кв. метров жилья – это средний показатель по стране. В 2014 году ввод жилья на территории области достиг максимума и составил более 2 млн. кв. метров.

В 2015 году наметилась тенденция снижения объёмов жилищного строительства, которая продолжилась в этом году. Как и везде, это обусловлено падением объёмов вновь начинаемого жилищного строительства (на 12%), значительным сокращением доступа к кредитам для застройщиков и потребительского спроса покупку недвижимости.

По данным статистики, общий объём работ, выполненных строительными организациями в 2015 году, снизился на 8,3% по сравнению с 2014 годом, а в январе 2016 этот показатель, по сравнению с декабрем 2015 года, составил 29,3%.  На предприятиях стройиндустрии объемы выпускаемой продукции в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизились в среднем на 20%.

А далее включились чисто рыночные механизмы и определенные меры поддержки отрасли.

Рост цен на строительные материалы и изделия в 2016 году в среднем повысились на 10% по сравнению с 2014 годом, а на отдельные виды продукции цены снизились. Мы стараемся решать вопросы внутриобластной кооперации и загрузки собственных мощностей – между металлургами и трубниками, цементниками и заводами крупнопанельного домостроения, и, особенно, между внутренними производителями и застройщиками.

В целях стимулирования продаж многими строительными организациями принято решение не только не повышать рыночные цены на квартиры, но и снизить их. На конец 2015 года рыночная стоимость 1 кв. метра жилой недвижимости на первичном рынке снизилась по области на 9,6 % по сравнению с 2014 годом. Скорее всего, что по итогам 2016 года цены на жилье могут потерять еще 15%.

Низкая цена позволит нам полностью закрыть программы переселения из ветхо-аварийного жилья, нарастить темпы в предоставлении жилья отдельным категориям граждан.

Драйвером роста жилищного строительства является ипотека. И этого рынка коснулся кризис, как известно, произошло резкое падение доходов и кредитоспособности населения.

На фоне снижения в 2015 году средневзвешенной процентной ставки          по выданным кредитам на рынке ипотечного жилищного кредитования в регионе отмечено уменьшение количества (на 30,7%) и объёмов выдаваемых населению ипотечных кредитов (на 37,45%).

В первой российской «экономной» десятке

Одним из реальных инструментов поддержки строительной отрасли является программа «Жильё для российской семьи», которая предусматривает финансовую помощь застройщикам в обеспечении земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры.

Челябинской область вступила в программу в июле 2014 года и сегодня  входит в десятку регионов России по заявленному объему ввода жилья эконом-класса –707 тыс. кв. метров.

Однако здесь существует ряд проблем:

– в 2016 году, с переходом к банковским операторам, АИЖК прекращено рефинансирование закладных от региональных операторов, в том числе по программе «Социальная ипотека»;

– застройщики фактически не могут получить льготные кредиты на строительство домов по программе АИЖК «Стимул», до конца не реализован механизм компенсации 4 тыс. руб. по инфраструктуре (агентство требует от РСО предоставления документов, подтверждающих возможность в течение первых 2-х лет после заключения договора аренды осуществлять арендные платежи за счет средств, имеющихся на счете организации. Указанное требование мотивируется тем, что пока не будет полного заселения построенного в рамках программы жилья, расходы по аренде не будут окупаться за счет сбора коммунальных платежей с населения);

– ограничено участие в программе земельных участков с планируемым объемом жилья менее 10 тыс. кв. метров, поэтому территории с небольшим населением не участвуют в программе.

Для их решения правительство Челябинской области считает необходимым:

– внести изменения в программу «Жилье для российской семьи»
в части требования к отбору земельных участков по вводу в эксплуатацию в рамках каждого проекта жилищного строительства не менее 5 тыс. кв. метров жилья для населенных пунктов с численностью населения менее 100 тыс. человек;

– изменить механизм возмещения застройщикам денежных средств, затраченных на строительство объектов инженерно-технического обеспечения. В первые три года после даты заключения между агентством и ресусоснабжающей организацией договора аренды величина арендной платы должна быть снижена;

– привлечь к участию в программе «Социальная ипотека»
организации, ранее бывшие региональными операторами АИЖК;

– предоставлять застройщикам, участвующим в программе «Жилье для российской семьи», финансовую помощь из федерального бюджета на строительство объектов социального назначения.

Ещё одним значимым направлением может стать поддержка организаций, осуществляющих возведение жилых домов с привлечением денежных средств в соответствии с ФЗ «Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», взявших для этого кредиты до кризиса.

В период кризиса объем привлеченных средств участников долевого строительства резко снизился, процентная ставка по таким кредитам возросла. Федеральной программой «Жилище» данная поддержка не предусматривается. Необходимо на федеральном уровне рассмотреть возможность оказания государственной поддержки таким организациям в случае приостановки ими работ по причинам, связанным с увеличением в одностороннем порядке процентных ставок по кредитам.

Ликвидировать,  жить нельзя…

Также актуальной темой развития строительной отрасли сегодня останется ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного после 1 января 2012 года.

В рамках совместной работы с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с 2013 года расселено 104,87 тыс. кв.м.
(358 аварийных домов), более 6,5 тыс. человек улучшили свои жилищные условия. Ликвидировать в полном объёме аварийный фонд, признанный таковым до 01.01.2012 года, планируется до 01.09.2017 г. (289 домов общей площадью 91,18 тыс. кв. метров, 4,8 тыс. человек).

Вместе с тем аварийный фонд, признанный в период 2012 — 2015 годов, составляет в области 135,0 тыс. кв. метров. Это требует продолжения работы
по его ликвидации.

Было бы своевременным продлить действие ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и

внести изменения в федеральное законодательство, которые позволят при расселении аварийного жилья создать условия для привлечения потенциальных инвесторов в форме предоставления льготных кредитов на строительство жилья, госгарантий, льгот по налогообложению, финансовой помощи в реконструкции инфраструктуры.

Кроме того, для обеспечения строительства качественного жилья за счет бюджетных средств необходимо внести изменения в ФЗ «О контрактной системе закупок…». Этим документом не установлены специальные предквалификационные требования в отношении государственных и муниципальных закупок по строительному подряду.

Предлагается предусмотреть к лицам, претендующим на заключение госконтракта на строительство капитальных объектов, требование по предоставлению от СРО, членами которой они являются, квалификационной декларации, подтверждающей профессиональную состоятельность и способность выполнить заказ (строительный подряд) качественно, без нарушения сроков.