Устанавливать приборы учета – обязанность собственников
Светлана Артюшенко в режиме вопрос-ответ рассказала о некоторых правовых аспектах проведения капитального ремонта общего имущества МКД.
На состоявшемся 27 мая круглом столе «Энергосервисный контракт, как способ модернизации инженерных систем МКД. Оптимизация потребления энергоресурсов» в рамках Форума «Инновации в энергосбережение» главный специалист отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Светлана Артюшенко в режиме вопрос-ответ рассказала о некоторых правовых аспектах проведения капитального ремонта общего имущества МКД.
Основополагающим документом, связанным с капитальным ремонтом домов, с их реконструкцией, модернизацией является Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ). Два года назад в него были внесены изменения, в соответствии с которыми капитальный ремонт МКД будет проводиться практически полностью за счет средств собственников жилья.
Конечно, меры государственной поддержки в какой-то степени предусматриваются. Но уже в 2015 году на капремонт не будет отпущено средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которые реализовывались в рамках 185 закона. Под вопросом также выделение средств на эти цели из областного бюджета.
Особое внимание Светлана Артюшенко посвятила вопросу установки общедомовых приборов учета. Так, в первоначальной редакции ЖК РФ (ст. № 166) установка узлов учета включалась в перечень работ по капремонту МКД. Но через год в закон были внесены изменения, и этот вид работ был исключен, поскольку в соответствии с федеральным законом 261-ФЗ установка общедомовых приборов учета – обязанность собственников, которая должна была быть выполнена до 1 июля 2012 года.
Работы по установке приборов учета могли быть заложены как дополнительные виды работ в законе Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ о проведении капремонта. Однако региональное министерство заняло жесткую позицию: собственники обязаны это сделать за счет дополнительно собранных взносов.
То есть в рамках областного закона, в рамках долгосрочной региональной программы о капремонте до 2044 года никаких средств и никаких видов работ, связанных с энергосбережением, установкой приборов учета, к сожалению, не предусмотрено. Установка узлов учета не является на сегодняшний день обязательной в рамках программы по капремонту МКД, но обязанность, предусмотренная федеральным законом 261-ФЗ, не снята. В любом случае устанавливать приборы учета необходимо.
А вот реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, муниципальных и регионального бюджетов. На 2015 год запланировано около двух миллиардов бюджетных рублей на строительство малоэтажного жилья в рамках программы. В данном случае обследование на энергоэффективность и установка приборов учета обязательна. В рамках этой программы участие фирм, производящих, устанавливающих и обслуживающих энергосберегающее оборудование, возможно.
Далее Светлана Артюшенко ответила на многочисленные вопросы участников круглого стола. В основном слушателей волновали проблемы, связанные с капитальным ремонтом МКД, модернизации и содержания жилого фонда.
Вопрос: Сначала величина взноса на капремонт МКД составляла 6,1 руб. м². После того, как было открыто 2400 «спецсчетов», взнос увеличился до 8,2 рублей. Есть ли зависимость от того сколько «спецсчетов» откроют, сколько денег остается в «общем котле» и ростом взносов на капремонт?
Светлана Артюшенко: Размер взноса не зависит от количества открытых «спецсчетов». Взнос устанавливает правительство Свердловской области на основании методики, которая разработана Министерством строительства Российской Федерации. Взнос в размере 8,2 рубля установлен на 3 года и будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции.
Вопрос: Нужно ли рассматривать список работ, перечисленных в областном законе по капремонту МКД как укрупненный перечень или собственники самостоятельно должны решить, что включать или не включать в конкретные работы? Например, ремонт кровли. Достаточно ли просто заменить шифер или обязательно нужно менять все, вплоть до бетонного основания верхнего этажа?
Светлана Валерьевна: Безусловно, вопрос правильный, но я еще раз хочу вернуться к началу выступления, все ремонтные работы идут за счет взноса на капитальный ремонт. А он, я повторюсь, составляет 8 рублей 20 копеек. Для того, чтобы поменять кровлю в соответствии с современными технологиями и новыми строительными материалами, размер взноса нужно было бы установить около 20 рублей за м². Поэтому говорить о каких-то новых технологиях на сегодняшний день можно, только если собственники дополнительно что-то соберут.
Вопрос: Мой дом запланировано отремонтировать через 20 лет. Получается, что жители нашего дома будут 20 лет перечислять деньги, не имея возможности как-то ими воспользоваться.Но деньги должны работать, на них должны начисляться проценты. Теоретически, процент с начислений должен увеличить конечную сумму или заморозить на каком-то уровне сумму платежа, но этого не происходит. Почему?
Светлана Артюшенко: Да, на сегодня банки начисляют проценты, но собранных средств для проведения работ по капитальному ремонту пока явно недостаточно, уровень собираемости не превышает 70%. Но, поскольку Фонд создан Правительством Свердловской области, при недостаточности средств собственников возникает субсидиарная ответственность. Это значит, что Фонд пойдет за помощью в областной бюджет.
Светлана Артюшенко в режиме вопрос-ответ рассказала о некоторых правовых аспектах проведения капитального ремонта общего имущества МКД.
На состоявшемся 27 мая круглом столе «Энергосервисный контракт, как способ модернизации инженерных систем МКД. Оптимизация потребления энергоресурсов» в рамках Форума «Инновации в энергосбережение» главный специалист отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Светлана Артюшенко в режиме вопрос-ответ рассказала о некоторых правовых аспектах проведения капитального ремонта общего имущества МКД.
Основополагающим документом, связанным с капитальным ремонтом домов, с их реконструкцией, модернизацией является Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ). Два года назад в него были внесены изменения, в соответствии с которыми капитальный ремонт МКД будет проводиться практически полностью за счет средств собственников жилья.
Конечно, меры государственной поддержки в какой-то степени предусматриваются. Но уже в 2015 году на капремонт не будет отпущено средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которые реализовывались в рамках 185 закона. Под вопросом также выделение средств на эти цели из областного бюджета.
Особое внимание Светлана Артюшенко посвятила вопросу установки общедомовых приборов учета. Так, в первоначальной редакции ЖК РФ (ст. № 166) установка узлов учета включалась в перечень работ по капремонту МКД. Но через год в закон были внесены изменения, и этот вид работ был исключен, поскольку в соответствии с федеральным законом 261-ФЗ установка общедомовых приборов учета – обязанность собственников, которая должна была быть выполнена до 1 июля 2012 года.
Работы по установке приборов учета могли быть заложены как дополнительные виды работ в законе Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ о проведении капремонта. Однако региональное министерство заняло жесткую позицию: собственники обязаны это сделать за счет дополнительно собранных взносов.
То есть в рамках областного закона, в рамках долгосрочной региональной программы о капремонте до 2044 года никаких средств и никаких видов работ, связанных с энергосбережением, установкой приборов учета, к сожалению, не предусмотрено. Установка узлов учета не является на сегодняшний день обязательной в рамках программы по капремонту МКД, но обязанность, предусмотренная федеральным законом 261-ФЗ, не снята. В любом случае устанавливать приборы учета необходимо.
А вот реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, муниципальных и регионального бюджетов. На 2015 год запланировано около двух миллиардов бюджетных рублей на строительство малоэтажного жилья в рамках программы. В данном случае обследование на энергоэффективность и установка приборов учета обязательна. В рамках этой программы участие фирм, производящих, устанавливающих и обслуживающих энергосберегающее оборудование, возможно.
Далее Светлана Артюшенко ответила на многочисленные вопросы участников круглого стола. В основном слушателей волновали проблемы, связанные с капитальным ремонтом МКД, модернизации и содержания жилого фонда.
Вопрос: Сначала величина взноса на капремонт МКД составляла 6,1 руб. м². После того, как было открыто 2400 «спецсчетов», взнос увеличился до 8,2 рублей. Есть ли зависимость от того сколько «спецсчетов» откроют, сколько денег остается в «общем котле» и ростом взносов на капремонт?
Светлана Артюшенко: Размер взноса не зависит от количества открытых «спецсчетов». Взнос устанавливает правительство Свердловской области на основании методики, которая разработана Министерством строительства Российской Федерации. Взнос в размере 8,2 рубля установлен на 3 года и будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции.
Вопрос: Нужно ли рассматривать список работ, перечисленных в областном законе по капремонту МКД как укрупненный перечень или собственники самостоятельно должны решить, что включать или не включать в конкретные работы? Например, ремонт кровли. Достаточно ли просто заменить шифер или обязательно нужно менять все, вплоть до бетонного основания верхнего этажа?
Светлана Валерьевна: Безусловно, вопрос правильный, но я еще раз хочу вернуться к началу выступления, все ремонтные работы идут за счет взноса на капитальный ремонт. А он, я повторюсь, составляет 8 рублей 20 копеек. Для того, чтобы поменять кровлю в соответствии с современными технологиями и новыми строительными материалами, размер взноса нужно было бы установить около 20 рублей за м². Поэтому говорить о каких-то новых технологиях на сегодняшний день можно, только если собственники дополнительно что-то соберут.
Вопрос: Мой дом запланировано отремонтировать через 20 лет. Получается, что жители нашего дома будут 20 лет перечислять деньги, не имея возможности как-то ими воспользоваться.Но деньги должны работать, на них должны начисляться проценты. Теоретически, процент с начислений должен увеличить конечную сумму или заморозить на каком-то уровне сумму платежа, но этого не происходит. Почему?
Светлана Артюшенко: Да, на сегодня банки начисляют проценты, но собранных средств для проведения работ по капитальному ремонту пока явно недостаточно, уровень собираемости не превышает 70%. Но, поскольку Фонд создан Правительством Свердловской области, при недостаточности средств собственников возникает субсидиарная ответственность. Это значит, что Фонд пойдет за помощью в областной бюджет.