Алексей РОССОЛОВ, директор Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области – о техническом состоянии многоквартирных домов в регионе. 

9057

– Вы согласны, что техническое состояние многоэтажек является одной из наиболее острых социальных проблем Среднего Урала?

Именно поэтому к числу наиболее значимых показателей работы Департамента относится объем площади обследованного жилищного фонда.

По данным органов статистики, на 01.01.2014 общая площадь жилищного фонда на территории Свердловской составлялсоставляла103 543 тыс. кв. м.

В ходе проведения плановых и внеплановых проверок в 2015 году

государственными жилищными инспекторами Свердловской области обследовано 8717 жилых домов общей площадью 60 626 тыс. кв. м.

По результатам контрольных мероприятий было выдано 4783 предписания об устранении нарушений жилищного законодательства. В результате принятых мер по ранее выданным предписаниям устранено 32 106 нарушений обязательных требований жилищного законодательства, что составляет 90% от общего количества выявленных в 2015 году нарушений.

С 2015 года осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается.

В частности, вышел Указ губернатора Свердловской области от 14.11.2014 № 547-УГ «О создании лицензионной комиссии Свердловской области», утверждены соответствующие административные регламенты.

В январе 2015 году начата процедура выдачи первых квалификационных аттестатов лицам, успешно сдавшим экзамен в 2014 году для последующего приема заявлений на получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

С 16 января 2015 года осуществляется прием заявлений о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

По заявлениям в отношении соискателей лицензий проведены внеплановые проверки на предмет соблюдениями ими лицензионных требований, по результатам которых выявлено несоответствие 117 соискателей, а именно несоблюдение ими лицензионных требований к раскрытию информации по управлению жилищным фондом.

На сегодняшний день можно утверждать, что Свердловская область обеспечена необходимым количеством лицензированных управляющих компаний в сфере управления многоквартирными домами. Ежедневно обновляемый реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами размещен на официальном сайте Департамента, а также на портале «Открытое Правительств Свердловской области».

– В ходе проверок выявлены серьезные переплаты населения за услуги ЖКХ из-за ошибок, допущенных в квитанциях?

– В 2015 году в Департамент поступило свыше 8 тысяч обращений, содержащих вопросы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Проведено 484 внеплановые проверки, по результатам которых выдано 323 предписания на устранение выявленных нарушений. По запросам органов прокуратуры подготовлено 91 заключение о соблюдении порядка начисления размеров платы за коммунальные услуги.

По платежным документам, поступившим от граждан, проведено 2 247 сверок с исполнителями коммунальных услуг по вопросу размера платы за коммунальные услуги в части обоснованности начисления.

По результатам проверочных мероприятий направлены в прокуратуру Свердловской области 38, а в Роспотребнадзор – 55 материалов.

По итогам проведения проверочных мероприятий выявлено 804 нарушения действующего законодательства о порядке начисления платы за жилищно- коммунальные услуги. Сумма неосновательного обогащения управляющих организаций, начисленная в нарушение действующего законодательства и выявленная по результатам проверок, составила свыше 113 млн рублей. Всего в период с 2012 по 2015 год сумма, начисленная в нарушение действующего законодательства, составила более 232 млн рублей.

 

Каковы перспективы реализация региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах Свердловской области на 2016 год?

– В соответствии с Краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта, утвержденным постановлением правительства Свердловской области от 01.10.2014 года № 832-ПП в 2015 году былозапланировано к ремонту 1205 многоквартирных домов.

По данным Регионального оператора, на 15.01.2016 года капитальный ремонт полностью окончен в 484 домах. Вместе с тем, Департамент считает законченным ремонт только в 112 из них.

Согласно краткосрочного плана с учетом невыполненного ремонта в 2015 году в регионе надлежит отремонтировать более 2000 домов. Более конкретная цифра будет известна после окончания проведения обследования домов, подлежащих ремонту в 2016 году.

При проведении обследования многоквартирных домов по согласованию

с министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области будут исключаться дома, ремонт которых проводить нецелесообразно. Это, в основном ветхое жилье, подлежащее сносу.

С учетом практики реализации и проведения конкурсов по отбору подрядных организаций региональному оператору необходимо более детально проработать критерии конкурсного отбора для исключения подписания договоров с теми подрядчиками, которые не смогли выполнить план 2015 года.

Полное отсутствие в 2015 году претензионной работы с неплательщиками привело к образованию задолженности по оплате взносов на капремонт в сумме более 1 млрд рублей.

В рамках контроля по выбору собственниками помещений в многоквартирных домах способов формирования капремонта с мая 2014 года рассмотрено более 3 600 уведомлений от владельцев спецсчетов и только 2330 из них включены в реестр уведомлений и реестр специальных счетов. При этом 1060 спецсчета открыто Региональным оператором, 1166 ТСЖ, жилищными и иными специализированными кооперативами и 104 УК.

Снижение количества спецсчетов, владельцем которых определен Региональный оператор (порядка 100), обусловлено не только вступлением с 01.01.2015 года нормы ЖК РФ, относящей к возможному числу таких владельцев УК и ТСЖ. Действующее жилищное законодательство (федеральное и региональное) не возлагает на Регионального оператора обязанность по представлению собственникам помещений дома, формирующим фонд капитального ремонта на спецсчете, владельцем которого определен региональный оператор, платежных документов на уплату взносов на капремонт.

С середины 2015 года, после поправок, внесенных в ЖК РФ, таким собственникам предложено путем проведения общего собрания принять решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.

По состоянию на начало 2016 года общая сумма поступления взносов на капремонт составила 1015,61 млн. рублей при плане 1435,34 млн рублей. Остаток средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете (владельцы счета, Региональный оператор, ТСЖ и жилищные кооперативы, УК) на 01.01.2016 года составляет около 956 млн рублей.

Разница в поступлении взносов и остатке средств на специальных счетах, порядка 60 млн рублей, обусловлена проведением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и иными операциями, совершаемыми по специальному счету. А также тем фактом, что собственникам помещений дома, определившие владельцем специального счета Регионального оператора, выставление платежных документов на уплате взносов на капитальный ремонт не обеспечивалось в силу отсутствия законных оснований.